Особенности адаптации к обучению в младшей школе | Пример курсовой работы

Особенности адаптации к обучению в младшей школе

цель моего исследования: изучить особенности адаптации ребенка к условиям начальной школы, раскрыть способы сопровождения школьников в период адаптации.

Согласно исследованиям, проведенным Маркович Д.Н., на процесс успешной адаптации ребенка к школе влияют следующие факторы: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей, положительный стиль отношения учителя к детям, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении со взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников.[18]
Как правило, о том, что период адаптации ребенка успешно пройден, говорят определенные факторы, к примеру белорусский исследователь Г.М. Чуткина, выделяет три уровня адаптации детей к школе:
Высокий уровень
– Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.
– Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
– Выполняет поручения без внешнего контроля.
– Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
– Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
– Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
– Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
– Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
– Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным.
– Общественные поручения выполняет добросовестно.
– Дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень
– Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
– Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
– Наблюдаются нарушения дисциплины.
– Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
– К урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.
– Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.[15]
Таким образом говоря об адаптации ребенка к школе, необходимо понимать важность данного процесса, который является основой в процессе дальнейшего обучения. На процесс адаптации влияют различные факторы, которые связаны как с индивидуальными особенностями ребенка, так и с обстановкой, которая будет его окружать в школе и дома (на протяжении данного периода). На мой взгляд, ключевая роль, в данный период, должна быть отведена семье, которая сможет оказать должную поддержку, а также учителю, которому необходимо создать доброжелательную атмосферу в классе.

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. От того, насколько ребенок изначально был подготовлен к обучению, зависит процесс адаптации. Как правило, дети, которые посещали ДОУ, регулярно контактировали со сверстниками, намного легче переносят данный период, в отличии от «домашних детях».
Данные проблемы, требуют определенных мер и действий, как со стороны семьи, так и преподавателей. Учитель, работая с коллективом детей, должен оценивать поведение ребенка в трудный для него период. Для этого, чаще всего, применяются ряд методик. Для их осуществления, деятельность учителя в данном направлении, подразделяется на ряд этапов, осуществление которых, тесно связана с родителями (ведь никто не знает лучше родителей своего ребенка, а также особенностей, в которых воспитывается ребенок).
Поэтому, говоря о изначальной гипотезе, которая была поставлена в работе, можно сделать вывод, что это предположение оправдано. Так как, своевременный анализ и диагностика, позволяет своевременно принять меры, способствующие адаптации ребенка. Для осуществления данных мер, диагностику проводит как учителя, так и психологи.
цель моего исследования: изучить особенности адаптации ребенка к условиям начальной школы, раскрыть способы сопровождения школьников в период адаптации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!