Основные современные модели социальной работы.

Цели и задачи

Целью исследования является изучение современных моделей социальной работы на основе анализа отечественного и зарубежного опыта различного характера.

Введение и актуальность


Социология даёт множество способов для изучения компонентов социальной работы. Благодаря этой науке становится возможным создавать новые методы и технологии оказания помощи, также она занимается разработкой различных подходов к клиенту. Дать определённый ориентир деятельности социальным учреждениям и позволить осуществить различные направления в области социальной политики государства.
Таким образом, можно сказать, что методологические основания подходов к теории социальной работы определяются развитием наук, смежных с социальной работой. И её перспективность развития во многом зависит от них.
Методы научного исследования в теории социальной работы, их классификация.
Чтобы приступить к изучению методов социальной работы, необходимо определить изначальное значение понятия «метода». Так, метод в переводе с греческого означает - путь исследования или познания. Главное назначение метода заключается в достижении конкретной цели. При этом используются приёмы и методы теоретического познания в деятельности.
Социальная работа имеет множество методов из- за её разнообразия. Классификация данных методов имеет множество вариаций. В первую очередь, рассмотрим классификацию, основанную на разнообразии форм, составных частей в научных направлениях. Данные методы делятся на три группы: гуманитарные, естественные и технические. Вторым основанием для классификации станет статус теории социальной работы – это междисциплинарная наука. В связи с этим выделяем: философский специальные и научные методы.
Третьим по классификации будут выступать методы эмпирические и теоретические. А метод, который объединяют выше приведённые методы- диалектика. Диалектика - это метод, который изучает общие закономерности природы и общества в их развитии. Характеристикой данного метода выступают его категории: случайность и необходимость, качество и количество, возможность и действительность.
К теоретическим методам относят: абстракцию, формализацию и идеализацию, исторический и логический методы и от абстракции к конкретике.
Абстрагирование - форма познания, которая осуществляет мысленное выделение свойств и связей. Примером может стать - благотворительность.
Формализация и идеализация связаны с предыдущим методом, где идеализация классифицируется как замещение реального надуманным человеком, то есть представление идеала, а формализация- это выделение общих черт в различных процессах для дальнейшей выработки приёмов работы с содержанием.
Также ещё одним методом являются два соединённых вместе метода - абстракция и конкретика. Смысл его заключается в переходе от узкого и одностороннего знания к теоретическому воспроизведению. И, это является на данный момент законом человеческого познания, который реализуется и применяется во всех научных областях.
Следующую классификацию представляют исторические и логические методы. Они являются выражением процессов, происходящих в реальности, и реализуют мысли об этом процессе в их соотношении, но они различаются по своему применению. Так, исторический метод применяется в истории социальной работы, а логический - в теории методологии и социальной работы.
К группе же эмпирических методов относят: наблюдение, социальный эксперимент, опрос, тестирование, деловая игра.
При таком методе, как наблюдение человек собирает информацию об изучаемом явлении или объекте. Наблюдение используется на различных этапах работы. Например, уточнение объекта и предмета при проверке их достоверности или для исправления и коррекции выводов и заключений. Особенностью наблюдения является ее эмоциональный характер восприятия, сложность повторения в наблюдении. Применение наблюдения в социальной работе зависит от объекта и предмета исследования.
Следующий метод - социальный эксперимент, который определяет свою специфику в особенностях объекта и зависимости явлений друг от друга. Объектом являются социальные группы, коллективы, личности, а предметом исследования выступают отношения между свойствами объектов и их факторами, которые имеют значение для выявления социальности в поведении и деятельности.
А опрос - сбор информации в ходе анкетирования или интервьюирования. Основной задачей опроса является получение информации о состоянии социального объекта в общественном, групповом или индивидуальном видении. Получение качественной информации зависит от места проведения (дом или улица) или от социального статуса респондентов.
Ещё одним эмпирическим методом выступает тестирование. Это техника измерения качеств, свойств личности, которые можно выявить. И в социальной работе применяется при переподготовке или при обучении кадров либо при анализе ситуации конкретного человека или семьи, когда отвечают на тестовые вопросы.
Деловая игра выступает методом, который используется для решения проблем в социальной работе. Данный метод ищет более оптимальный вариант решения проблемы в виде игровой формы. Являясь интенсивным методом, он позволяет включить в работу всех участников, также развивает сотрудничество между игроками и вырабатывает навык быстрого принятия решений.
Анализ приведённых двух групп методов показывал, что между ними существуют и различия, и определённая связь. Например, теоретические методы больше ориентированы на выявление социального знания и решение чисто сугубо научных проблем, а эмпирические методы решают социально значимые проблемы, которые стоят перед обществом. То есть, можно сделать вывод, что данные методы способны решить практические задачи социума.

Заключение и вывод


В ходе проведённого исследования было выявлено в соответствии с задачами курсовой работы, что наука социология занимает прочное место среди других психолого- педагогических дисциплин. Её категориальный аппарат включает множество элементов, начиная от предмета исследования заканчивая принципами и категориями науки.
Обратившись в первой главе к методам и методологии социальной работы, можем сказать о эффективности или неэффективности в социальной практике. Наиболее эффективными являются методы интенсивной работы, которые позволяют включить человека в практическую деятельность (деловая беседа или игра). Остальные же методы предполагают констатацию факта (обобщение или анализ)
Изучив различные модели социальной работы во второй главе сделаем вывод, что каждая из них берёт в свою основу конкретный принцип или подход и на его основе предполагает решить ту или иную проблему. В соответствии с задачей исследования, связанной с изучением различных моделей, можно сказать о их многообразии с различных науках кроме социологии и поставить вопрос об интеграции их в социологию как вспомогательного элемента.
Рассмотрев школу, как институт, который формирует мышление школьника в третьей главе, мы выявили основные принципы социального «агента»в школе, тем самым обозначив принципы социальной работы, что касаемо одной из задач нашей работы:
Принцип сотрудничества социального работника как с администрацией школы, так и с родителями
Консультирование и решение проблемы
Принцип подготовки ученика к будущей профессии
Оригинальность данной курсовой работы заключается в разработке наиболее действенной модели социальной работы. Представим функционально- ролевой подход к консультированию как новую модель социальной работы.
Консультирование в практике работы «специалист-клиент» всегда было ключевым звеном в достижении конечного результата. Процессы, включающиеся в консультировании имеют несколько граней, специфику конкретных случаев, определенные модели и техники.
Во всех этих процессах ключевым является правильное распределение и перераспределение ролей, а в последствии и выполняемых функций индивидуумов.
Обратимся к названному нами функционально- ролевому подходу. В современной социальной работе использование ролевого подхода применяется чаще всего в подростковых группах, поскольку именно в этот период человек достаточно долго не определяется в ролевом статусе, а пробует различные роли, как правило, по большей части негативного, а зачастую и девиантного характера. В индивидуальном же консультировании происходит ситуативное изменение смены ролей или перенос, что подводит к необходимости специалиста быть крайне осторожным в плане принятия новой роли без изменений функций.
Функционализм же в социологии – это методологический принцип анализа явлений общественной жизни. Функционирование ориентирует исследователя на изучение зависимости, которая наблюдается между различными сторонами, компонентами единого социального процесса, т.е. на необходимость количественно измерять, в какой мере изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой ее части.
Функционально-ролевой подход к консультированию в случае же взаимосвязи “роль-функция” роль можно рассматривать как математический аргумент и, как правило не, один, который может привести к качественному изменению функций. Эта взаимосвязь является ключевым в функционально-ролевом подходе при консультировании специалиста социальной работы. Таким образом, функционально-ролевой подход – это распределение одной или нескольких ролей при взаимодействии «специалист-клиент», приводящем к изменению функций субъекта для решения конкретной задачи, статуса и осознания себя в общественной группе.
Таким образом, современные модели социальной работы задают тон современной личности, определяя как ей действовать в той или иной ситуации с социологической, педагогической и психологической точки зрения. И подходы, рассмотренные в работе, являются применимыми и к сегодняшней ситуации. Общество остро нуждается в социальных работниках, которые будут соответствовать критериям ожидания клиента.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ