Основные психологически характеристики волонтёров | Пример курсовой работы

Основные психологически характеристики волонтёров

Целью курсовой работы является изучение основных психологических характеристик волонтеров.

Инновационный потенциал молодежи – одна из основ гражданского общества. Для активизации вовлечения молодежи в практику волонтерской социально‐культурной деятельности и ее информирования о потенциальных возможностях волонтерства созданы различные проекты, среди которых можно назвать такие, как «Доброволец России», «Технология добра» и др. [22]
В настоящее время можно говорить о том, что российский институт волонтерства начинает формироваться и приобретать характерные черты в условиях современного состояния социально‐культурной сферы нашего государства. Данный факт имеет значение в деле воспитания нового поколения и социально‐культурного развития общества в целом. Деятельность института волонтерства выступает ресурсом и источником нравственности у молодежи.
В становлении и развитии института волонтерства собственное счастье и благополучие рассматриваются как продолжение счастья и благополучия окружающих людей. Институт волонтерства молодежи является одним из самых массовых движений, основанным на желании молодых людей провести свое свободное время в сфере досуга не только интересно, но в то же время максимально полезно. Стоит отметить, что наиболее интенсивно деятельность института волонтерства реализуется в деятельности молодежных социально‐культурных объединений, особенность которых заключается в том, что они являются одной из активных форм организации культурно‐досуговой деятельности молодежи. Участники таких объединений имеют возможность сделать свою жизнь максимально насыщенной и интересной. Волонтерская работа, направленная на помощь ближнему, позволяет участнику социально‐культурного объединения реально увидеть положительный результат своего труда, затраченного личного времени [15, c. 257]. При этом волонтерство дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта взаимодействия является осознанной социальной потребностью [4, c. 157]
Для развития института волонтерства в России необходимым условием является создание положительного информационного поля, формирование позитивного имиджа молодежной социальной активности, гражданской ответственности. Оптимизация молодежной политики региона должна быть связана с активизацией действующих молодежных организаций и разработкой программ адаптации молодежи, предусматривающих вовлечение людей в формирование и развитие структур гражданского общества [3, c. 64]. Для того, чтобы потенциал института волонтерства стал ресурсом социально‐культурного воспитания молодежи, его необходимо актуализировать, переместить в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления условий организации института волонтерства как ресурса социально‐культурного воспитания молодежи. Несмотря на актуальность развития института волонтерства, до сих пор ведется дискуссия о сущности данного понятия. Деятельность института волонтерства обладает рядом признаков: не осуществляется для финансового вознаграждения; реализуется добровольно, на основе внутренних потребностей личности, имеет социально значимый характер. Отечественные и зарубежные исследователи осуществляют поиск адекватной методологии, инструментария для волонтерской активности людей. Возможны разные методологические подходы к анализу деятельности института волонтерства.
В изучении волонтерства можно выделить четыре методологические традиции. Первая – историческая – акцентирует внимание на становлении феномена волонтёрского труда, его укорененности в религиозных ценностях и закономерностях развития индустриального общества. В этой традиции исследуется и развитие отношений между волонтерами и профессиональными группами, например, с социальными работниками.
Вторая традиция может быть названа социетальным подходом с выделением в обществе структурно‐функциональных подсистем (секторов) и изучением функций труда в этих секторах. Третья традиция, представленная экономической социологией, акцентирует внимание на экономическом анализе деятельности независимого сектора, в котором используется волонтерский труд. Четвертая традиция представляет собой характерное для социологии труда исследование «волонтерского труда» в широком смысле и простого процесса волонтерского труда на уровне организации [15, c. 258
В качестве наиболее значимых элементов педагогики волонтерства в научной литературе выделяются:
1. психолого‐педагогический анализ социально‐культурных явлений;
2. моделирование социальных ситуаций и определение путей их
решения;
3. педагогические технологии;
4. психолого‐педагогическая диагностика;
5. техники и методики профессиональной деятельности;
6. психолого‐педагогическая подготовка специалиста социально‐
культурной сферы;
7. профориентационная деятельность.
Педагогика волонтерства включает в себя: информационно‐ воспитательную работу, социально‐педагогическую работу, научно‐ методическую работу, социально‐правовое обеспечение, культурно‐досуговую деятельность, управленческую деятельность и др. Педагогика института волонтерства основана на принципах: свободного выбора вида и формы волонтерской деятельности; использования потенциала волонтерской деятельности в гражданском воспитании и повышении социальной активности личности; осознания волонтерами социальных и нравственных смыслов волонтерской деятельности.
Таким образом, педагогика института волонтерства имеет достаточно оснований для дальнейшего изучения данной темы, разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в сфере досуга. При этом создание модели психолого‐педагогической поддержки института волонтерства требует основательных научных исследований.
Волонтерство имеет тысячелетнюю историю, первые добровольцы появились одновременно с появлением организованных социальных отношений. Чаще всего работа добровольцев была связана с религией и учреждением церкви, а основой их деятельности было стремление соблюдать нормы морали. В современном мире волонтерская деятельность поднимается на новый уровень, в большинстве случаев волонтеры успешно работают в тех проблемных областях, которые не всегда подпадают под действие государственной организации.
Волонтерство основано на добровольной работе, которая не требует оплаты, следовательно, его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерство – это достижение единой цели – помочь наиболее нуждающимся группам населения изменить их условия жизни, которые определяются экономически и социально зависимыми от общества.
Рассматривая волонтерство как образовательную инициативу, можно выделить ряд отличительных черт, позволяющих говорить о непрерывном образовании всех участников этого движения. Изначально волонтерство связывалось с военной деятельностью: «волонтером», или «волентиром», «волунтером» (от франц. volontaire), называли солдата-добровольца, а волонтерство, в свою очередь, трактовалось как служение по доброй воле в армии.
Со второй половины XIX в. понятием «волонтерство», наряду с которым в русском языке часто используется его синоним «добровольчество», стало обозначаться участие на безвозмездной основе и по своему желанию, т. е. не по чьему-либо принуждению, в любой социально полезной деятельности. Окончательно это значение закрепилось за термином в XX в., хотя волонтерство именно в таком современном его понимании имеет многовековую историю.
Среди мотивов волонтерской деятельности можно выделить социальные мотивы, образовательные мотивы, стремление к патриотизму, сострадание и т.д. Таким образом, термин «мотивация» определяется как процесс, направленный на достижение целей, этот стимул необходим для продуктивной реализации решений и плановой работы. Мотивация связана с потребностями человека, а потребности формируют иерархию потребностей, которая определяет поведение человека. Потребности более высоких уровней не мотивируются человеком, пока они не удовлетворены, по крайней мере частично, они нуждаются в этом на более низком уровне. Отметим, что волонтерская деятельность нуждается в постоянной поддержке, мотивации. Таким образом, специалисты организации, в которой работают волонтеры, должны поощрять своих волонтеров различными способами, т.е. поощрение должно быть направлено на дальнейшую мотивацию для работы волонтеров.
Итак, сделаем вывод: волонтеры – это люди, которые осуществляют благотворительную деятельность, таким образом, они могут действовать как в государственных, так и в частных организациях, медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения.
Работа волонтеров предполагает выполнение мероприятий без вознаграждения, а основополагающими субкультурами волонтеров являются добровольная бесплатная работа. Из этого следуют характеристики людей, вовлеченных в волонтерство: как правило, такие люди стремятся достичь нескольких целей. Это самореализация, утверждение собственного «я»; это желание помочь другим людям, жажда новых знаний.
Таким образом, волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.
Целью курсовой работы является изучение основных психологических характеристик волонтеров.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!