Основные признаки социального государства и их отражение в Конституции РФ

Цели и задачи

Цель исследования – рассмотреть основные признаки социального государства и их отражение в Конституции РФ.

Введение и актуальность


В 2012-2017 гг. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Посланиях Федеральному Собранию делал акцент на том, смысл конституционной нормы о социальном государстве - именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина, а образование, здравоохранение, система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны. Так, в последние годы на первый план выходит социальный гражданский потенциал России, социальная активность и стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны.
В связи с этим возникает вопрос о месте социального государства в конституционном строе России и его роли в формировании российской государственности.
Потому как конституционный строй Российской Федерации состоит из целой системы общественных отношений, в его закреплении принимают участие не «одиночные» нормы права и даже не отдельные отрасли права, а все отрасли российского права и законодательства.
Конституционный строй, по мнению Гранкина М.И., - это система органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, предпринимательских и некоммерческих организаций, признающих человека и его права высшей ценностью. Этот строй проявляется в деятельности государства и общества и реально существует в объективном мире. Он - материально осязаемое проявление закрепленных в Конституции РФ теоретических постулатов.
Наиболее важными из числа правовых норм, регулирующих конституционный строй России, являются нормы Конституции Российской Федерации, так как Конституция имеет высшую юридическую силу и служит базой для текущего законодательства [24, с. 102].
Среди конституционных норм ведущее место занимают нормы, которые закрепляют устои российского конституционного строя, в которых воплощается его сущность, принадлежность Российской Федерации к семье демократических стран. Эти нормы характеризуют Россию как конституционное государство.
Другими словами, основы конституционного строя Российской Федерации - это устои государства и его основные принципы, которые предназначены для того, чтобы обеспечить России характер конституционного государства.
Конституционные принципы не существуют сами по себе. Они в совокупности конституируют государство, и поэтому рассматриваются исключительно во взаимосвязи. Они могут конкретизировать и дополнять друг друга, что означает их взаимозависимость.
Изменение основ конституционного строя Российской Федерации возможно только в особом порядке, специально утвержденном в Конституции. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. l6).
Конституция РФ содержит отдельную главу (1), посвященную основам конституционного строя и охватывающую обширный круг регулируемых конституционными нормами общественных отношений.

Заключение и вывод

В данный момент Россиюи нельзя в полной мере назвать социальным государством.   Об этом свидетельствуют статистические данные.
В России расходная статья бюджета «социальная политика» формально включает в себя такие статьи как расходы на образование, медицину, но данные расходы существенно ниже уровня развитых стран. не включает в себя такие важные направления социальной политики, как образование, здравоохранение, борьбу с бедностью, жилищную политику, молодежную политику.
В США расходы на  социальную  политику включают в себя образование и труд, здравоохранение, материальное обеспечение граждан, социальную защиту. 
В Европе также как и в США социальная политика включает в себя образование, здравоохранение, вопросы труда и трудоустройства, пенсии, социальное страхование.
В России социальная политика ограничивается лишь социальной защитой. Реформы, проводимые в последнее время, ведут не к развитию общества, не к улучшению условий жизни и труда, а приводят лишь к ухудшению результатов и возрастающему напряжению в обществе, о чем свидетельствуют и выступления врачей и учителей, и недовольство жилищно-коммунальной политикой, трудности с приобретением жилья, материальные трудности у семей с детьми. Это связано с тем, что в России игнорируют и не учитывают российскую специфику (менталитет населения, тяжелый исторический опыт, различия регионов по условиям жизни, климатические и природные условия, обширные территории).
Размывание социальной политики в России является причиной неэффективности социальной политики. В том случае, когда это сочетается с отсутствием ценностного подхода в программах социального развития (в основе которого лежат интересы народа) и, как следствие, декларативностью поставленных целей - это может повлечь за собой дальнейшую деградацию социальной сферы, а в конечном итоге – возможный социальный взрыв.
Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства как такового – народ, население страны.
Основная задача реформы пенсионного обеспечения заключается в необходимости перейти от распределительной государственной пенсионной системы к смешанной, распределительно-накопительной. Таким образом, в определенной мере распределительная система будет сохранена, но она будет дополнена добровольным пенсионным обеспечением граждан через негосударственные пенсионные фонды.
Следующая реформа касается медицинского страхования.
Основная цель данной реформы заключается в необходимости
Гарантии предоставление жизненно важных медицинских услуг всему населению за счет страхования;
Сдерживание роста затрат на здравоохранение
Реформа в образовательной сфере связана главным образом с внедрением института бакалавриата и магистратуры по аналогии с классическим образованием в западных странах и нацеленностью на унифицирование стандартов высшего образования.связанное с этим качества образования в России.
В заключение хотелось бы добавить, что не смотря на сложности в системе реформирования, в целом можно отметить, что во многих сферах социального обеспечения заметны значительные улучшения. Несмотря на то, что порой кажется, что Правительство РФ бездействует и отнситсяотносится равнодушно к проблемам граждан, все-таки можно сказать, что социально-экономические условия жизни изменились в положительную сторону.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ