Основные причины изменений электоральных предпочтений граждан ФРГ в 2000 годы | Пример курсовой работы

Основные причины изменений электоральных предпочтений граждан ФРГ в 2000 годы

Целью настоящего исследования является анализ основных причин изменения электоральных предпочтений немецких граждан в 2000-е годы.

Впрочем, у избирателей уже создалось впечатление, что главные решения в рассматриваемой коалиции принимал именно союз ХДС/ХСС, но не СДПГ. И основная заслуга здесь – руководителя христианских демократов, федерального канцлера Меркель, сумевшей за 4 года своего нахождения у партийного руля изложить успехи правительства именно как прогресс своей партии. За период правления в коалиции СДПГ так и не удалось создать четкий политический профиль. И даже в период предвыборной кампании лидеры этой партии не стали открыто враждовать с бывшими партнерами и не смогли предложить электорату тему, могущую стать альтернативой политическому курсу Меркель.
В отличие от кампании 2016 г по выборам земельных парламентов, федеральная избирательная кампания 2013 г. проходила в условиях явного отсутствия у большинства населения стремления к переменам и боязни экспериментов, поэтому острой борьбы вокруг одной или нескольких доминирующих тем не возникло. Несмотря на то, что ФРГ в значительной степени смогла преодолеть последствия кризиса, повысилась занятость на рынке труда и немецкие граждане в основном позитивно настроены по поводу своего будущего, у многих из них осталась тревога по поводу возможного ухудшения экономической ситуации на фоне продолжающегося кризиса в южно-европейских странах. Правительственная политика в отношении государств-должников, которая характеризуется как «немецкий евро-эгоизм», основанный на тезисах: «Канцлер лучше прочих знает, как сохранить деньги»; «Германия проявила достаточно солидарности, и если она платит, то вправе указывать, как их тратить» – совпала с мнениями многих граждан ФРГ, а Меркель выступила для большинства тем самым политиком, который умеет решать проблемы лучше других и всегда контролирует текущую ситуацию. Этим объясняется такая убедительная победа в парламентских выборах ХДС/ХСС с действующим канцлером во главе.
Никто из других партий в данных условиях не мог сравниться с ее популярностью. Рейтинг Меркель в течение всего предвыборного периода не снижалась за отметку 60%, в то время как ее оппонент Штайнбрюк не имел выше 31%. Как канцлер Меркель устраивала значительную часть оппозиционных партий: к примеру, ее готовы были поддержать 39% «зеленых» и 43% «левых», 60% «АдГ» и 18% СДПГ. Примечательно, что среди женщин Меркель обошла кандидата от СДПГ по рейтингу на 30% (58:28), а у мужчин на 10%. Ранее такой существенной разницы по гендерному принципу просто не наблюдалось. Предложить более интересную населению концепцию и альтернативную курсу Меркель, тем самым переломив в свою пользу настроение избирателей в условиях благоприятной для Германии экономической конъюнктуры объективно было сложно. Да и сама канцлер, осознавая, как важно сохранение чувства стабильности электората, смогла перенести принятие нескольких важных решений (включая решение о судьбе евро) на поздний период.
Значимую роль в общем недовольстве немецких жителей развитием политической системы ФРГ играют, по нашему мнению, довольно типичные для страны скандалы, которые связаны с политической элитой и руководством. Так, в 2010 г. впервые за всю историю ФРГ Президент республики Х. Келлер (ХДС) отказался досрочно от исполнения полномочий и ушел в отставку добровольно. В следующем году пост вице-канцлера и председателя Партии свободных демократов вынужденно оставил министр иностранных дел Вестервелле. Свой кабинет покинул из-за обвинений в плагиате также бывший министр обороны К. Теодор Гуттенберг (ХСС). А 17 февраля 2012 г. пришла очередь очередного Президента ФРГ К. Вульфа, скандал с которым разгорелся еще в конце 2011 г. ввиду его тесных контактов с бизнесом.
Вторая за короткий срок отставка главы государства обострила и без того острую дискуссию о соответствии чиновников и политиков высокого ранга определенным моральным принципам поведения, значительно подорвав доверие граждан к институтам власти. По оценкам немецкого телеканала ARD, 53% немцев убеждены, что «большинство политиков используют свое служебное положение для получения экономических преимуществ», и только 3% верят, что «случай с К. Вульфом – скорее исключение». Немецкие эксперты снова заговорили о необходимости введения процедуры прямого избрания Президента, даже о целесообразности отмены данного института власти.
Тот факт, что второй подряд Президент, который был избран парламентом и, соответственно, представлял собой выбор партий, вместо примирения и направления немецкого общества своим примером, оказался в самом центре скандала, свидетельствует о значительном дефиците авторитета партий и их состава. Но недостаток доверия к «народным партиям» вовсе не свидетельствует об эрозии Конституции ФРГ и ее государственного устройства, успешно функционирующих уже свыше 50 лет.
18 марта 2012 г. Й. Гаук, 72-летний пастор из Ростока, был (не без споров) избран большинством немецких партий одиннадцатым федеральным Президентом страны. С его избранием на должность 2 высших поста в республике были заняты протестантами, гражданами бывшей ГДР. Это стало поводом для разговоров о том, что «никогда в политике Германии не был выражен так сильно протестантизм как сегодня». Саму Меркель, которая была дочерью протестантского пастора, уже упрекали в недостаточном внимании к религиозным ценностям и, следовательно, в потере ее партией консервативного профиля.
Сильной критике со стороны католиков федеральный канцлер подверглась еще в 2009 г., когда допустила публичное замечание главе Римской католической церкви – Папе – за недостаточно жесткую позицию в отношении священника Р. Вильямсона, известного спорными высказываниями о холокосте. Произошло это в период пресс-конференции Меркель с Президентом Казахстана Н. Назарбаевым – лидером страны, исповедующей мусульманство, что в еще большей мере оскорбило чувства католиков. Извиняться, по совету кельнского кардинала Майсснера, канцлер тогда не стала. Неким образом отмеченный инцидент отразился и на визите Папы в ФРГ в сентябре 2011 г. В рамках своей насыщенной программы он уделил время встречам с католиками из оппозиционных партий СДПГ и «зеленых», и это вызвало определенную обеспокоенность консервативного крыла ХДС. Церковь в принципе не видит проблем в том, что хорошие католики имеются во всех партиях. Но если ранее представители немецкой церкви чувствовали себя в ХДС как дома, то теперь, по словам одного из ведущих немецких католиков, «их в ведомстве канцлера понимают, но домашней атмосферы они там больше не ощущают».
Итак, на первую роль в 2000-е годы выходят уже персональные политические, а зачастую – даже человеческие качества, присущие тем, кто намерен бороться за власть в Германии с использованием всего доступного инструментария представительской демократии. Политологический контекст данную часть общества называет политической элитой.

В последние годы многие политологи отмечают устойчивый кризис традиционных «народных партий» ФРГ. Провальные результаты СвДП в целой череде выборов в ландтаги и бундестаг, разочарование населения в политике как ХДС/ХСС, так и СДПГ приводят к нарастанию протестного электората, который порой преподносит неприятные сюрпризы правящему политическому классу страны. Так, вплоть до 2014 г., на протяжении трех легислатурных периодов, в саксонском и мекленбургском ландтагах была представлена считающаяся экстремистской Национально-демократическая партия Германии; в ландтаг Тюрингии неоднократно проходил самораспустившийся в 2012 г. Немецкий народный союз. На выборах в парламент Берлина в 2011 г. неожиданностью стал триумф упоминавшейся нами ранее партии «Пираты», до этого считавшейся политической авантюрой. Неприятным сюрпризом для немецких политиков стал успех «Альтернативы для Германии», которую обвиняют в правом популизме.
Одной из насущных задач для политической элиты ФРГ является определение перспектив развития демократии в XXI веке и ее собственной роли в этом процессе с учетом традиций, сложившимся после окончания Второй мировой войны. В то же время, происшедшие за последние два десятилетия изменения привели к тому, что значение традиции снизилось. Политики так называемого старшего поколения давно перестали быть образцами. Им приходится постоянно слышать, что глобализация заставляет принимать иные решения, что их советы «устарели». Несмотря на это, политической элите ФРГ, в первую очередь на партийном уровне, предстоит обсуждение форм и содержания своего участия в национальном и наднациональном политическом пространстве. Без восстановления потерянной связи времен успех таких обсуждений сомнителен.
Целью настоящего исследования является анализ основных причин изменения электоральных предпочтений немецких граждан в 2000-е годы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!