Основные положения методики построения занятий урочного типа в физическом воспитании

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть методику построение занятий в физическом воспитании урочного типа .

Введение и актуальность


Элементы содержания урока могут быть распределены во времени и объединены в соответствующую систему, которая обеспечивала бы экономное и производительное решение поставленных задач. Взаимосвязанное последовательное распределение во времени всех элементов содержания занятия называют структурой урока [9, c. 204]
В условиях физкультурного движения на добровольных началах занятия урочного типа более вариативные. Они меняются в зависимости от содержания и направленности (спортивное совершенствование, пролонгированная физическая подготовка, занятия по реализации частичных задач), а также в зависимости от различных переменных обстоятельств (изменения в режиме жизни человека, наличие свободного времени для занятий и т. д.). Этим объясняется своеобразие форм урочных занятий. Но для всех них характерны следующие основные признаки урока:
– Руководящая роль педагога-специалиста;
– Стабильность расписания занятий (что обеспечивает их систематичность и правильное чередование работы и отдыха);
– Постоянный состав лиц занимающихся, который, к тому же, обычно однородный по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности;
– Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента;
– Возможность широкого применения различных методов обучения и тренировки, воспитания и организации, контроля и управления, а также применение различных средств физического воспитания [1].
В практике физического воспитания закономерно существуют разнообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям типы, виды и разновидности урочных форм занятий. Это обусловлено необходимостью проведения занятий с лицами разного возраста с большими различиями в уровнях подготовленности и психофизического состояния, неоднородностью интересов и возможностей людей и так далее.
Уроки физической культуры можно классифицировать по целевой направленности и по характеру решаемых задач.
По целевой направленности уроки делятся на уроки общей физической подготовки (ОФП), тренировочные занятия по видам спорта, уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), уроки с лечебной целью, методические уроки. Цели и содержание этих уроков в значительной степени определяются их названием.
Уроки по характеру задач, решаемых делятся на:
– вводные;
– изучение нового и повторение пройденного материала;
– направленные на развитие физических качеств;
– контрольные (для периодического подведения итогов. Могут носить характер индивидуальной проверки, соревнования);
– комбинированные (или смешанные), где сочетаются различные указанные выше виды.

Заключение и вывод

Итак, исходя из анализа научной литературы, проведения исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Под формой занятий понимают сравнительно устойчивый способ объединения элементов их содержания. Сюда относят: соотношение частей занятий, порядок выполнения упражнений, характер взаимоотношений между учениками, характер взаимоотношений между учениками и руководителем (если такой есть), организационное построение занятия и т. д.
В каждом конкретном случае, форма должна соответствовать содержанию, что является стержневым условием качественного проведения занятия. Так, если содержание занятия направлено на развитие двигательных качеств, то необходим специфический порядок регламентации упражнений, что определяется закономерностями их (качеств) развития. В зависимости от этого распределяется время по частям занятия, составляется определенный порядок регулирования нагрузки и отдыха, подбираются соответствующие методы и приемы организации деятельности учащихся.
Формы занятий очень разнообразны, и легко поддаются систематизации и в целом их можно разделить на две большие группы: урочные и неурочные. Урочные занятия считаются основными потому, что они:
– отвечают всем четырем, приведенным в структурно-логической схеме, признакам;
– строятся в строгом соответствии дидактическими принципами, конкретизируются и дополняются рядом обязательных требований.
2. Среди неурочных форм широко распространены: утренняя гимнастика, гимнастика к занятиям в школе, физкультурные паузы и минуты, развлечения, игры, туристические походы, соревнования и другие. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные развлечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнастика, физкультминутка, паузы, прогулки). Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Но иногда они приобретают самостоятельное значение и полностью обеспечивают физкультурные потребности отдельных контингентов населения.
Неурочные формы занятий являются достаточно вариативными, а потому более доступными для широких масс. Их применяют отдельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий, а также группы различной численности. Для неурочных форм занятий характерна самодеятельность и самостоятельность лиц занимающихся. Часто неурочные формы характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют личной инициативы и самостоятельности. Основная цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности, улучшение в спортивных достижениях.
3. В исследовательской части мы попытались составить программу развития двигательных способностей младших школьников на уроков тенниса с применением урочной формы организации занятия. Экспериментальная методика проведения уроков физической культуры с использованием теннису содержит общие задачи и принципы, средства и методы развития физических качеств, упражнения, направленные на развитие всех групп мышц с учетом возрастных особенностей, планирование нагрузки и мотивацию к уроку, психологический комфорт. Определены новые подходы к организации процесса физического воспитания школьников первого класса с использованием тенниса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ