Основные направления развития профессионального образования | Пример курсовой работы

Основные направления развития профессионального образования

Целью данной курсовой работы является анализ основных направлений профессионального образования в России.

Опираясь на российское законодательство, среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Организации профессионального образования могут быть государственными (созданными органами исполнительной власти государства), муниципальными (созданными муниципальным органом исполнительной власти) и негосударственными (созданными гражданами и (или) юридическими лицами в форме некоммерческой организации)[20].
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в соответствии с ст.8 Федерального Закона (далее ФЗ) «Об Образовании в РФ» относятся:
1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, 9 демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;
2) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
3) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;
4) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность; (п. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ) [20].
Управление системой образования в соответствии с ст. 89 ФЗ «Об Образовании в РФ» осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер, а также включает в себя:
1) проведение мониторинга в системе образования;
2) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;[20].
Далее подробно рассмотрим нормативно-правовую базу системы профессионального образования.
Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников; они включают федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Эти стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Порядок разработки, утверждения и введения государственных стандартов определяется правительством
Российской Федерации. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса подготовки дипломированного специалиста базового уровня по специальности[5, с.12].
Общероссийский классификатор образовательных программ охватывает все уровни общего и профессионального образования и предназначен для классификации образовательных программ всех типов, предусмотренных Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации».
Единый перечень подготовки, специальностей и профессий устанавливает правила формирования следующих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.
Профессиональные стандарты (государственные, работодателей) предусматривается обязательное применение работодателями профессиональных стандартов, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профессиональных стандартах квалификационных характеристик не установлена, планируется применять профессиональные стандарты в качестве основы для определения требований к квалификации работников[10, с.103].
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
Таким образом, ознакомившись с нормативно-правовой базой профессионального образования, можно представить систему профессионального образования как взаимосвязь нормативных документов (рис.1).

Развитие системы образования ставит перед собой социально-экономические и педагогические цели. К социально-экономическим целям можно отнести преодоление отставания и развитие новых технологий в ключевых областях экономики, дальнейшее развитие культуры и духовности общества, а к педагогическим – обновление содержания образования, создание новых технологий обучения, разработку новых направлений, профессий и специальностей в обучении, проведение междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований.
Таким образом, основными направлениями развития образования в России, первоочередная реализация которых будет способствовать оптимизации и интенсификации решения задач совершенствования национальной системы образования, являются следующие:
Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях.
Демократизация образования – средство демократизации всего общества.
Построение системы непрерывного профессионального образования как основное условие развития и реформирования образования России.
Широкая диверсификация образования – один из путей развития образовательной системы России и вхождения ее в мировое образовательное пространство.
Опережающий характер образования как условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы.
Управление процессами реструктуризации образовательной системы на современном этапе развития.
Информационное обеспечение образовательной системы. Развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования возможностей этих технологий в обучении и научных исследованиях.
Интеграция науки и образования. Интеграция науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования России, решить задачи подготовки кадров для инновационной деятельности, укрепит потенциал вузовской науки.
Формирование профессиональной элиты. Современная экономическая ситуация и необходимость поиска путей практического использования научнотехнических достижений требуют подготовки высококвалифицированного персонала для работы в этих условиях.
Перечисленные направления развития образования в России не составляют полный перечень, но являются ключевыми в плане совершенствования национальной системы образования. Их первоочередная разработка позволит России успешно интегрироваться в мировое образовательное пространство и будет способствовать оптимизации и интенсификации решения образовательных проблем.
Целью данной курсовой работы является анализ основных направлений профессионального образования в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!