Основные концепции социологии искусства | Пример курсовой работы

Основные концепции социологии искусства

Цель настоящего исследования – изучение современных концерций социологии искусства.

В СССР, где с тридцатых годов прошлого столетия развитие социологических наук было оставлено, во второй половине пятидесятых появляются певые исследования, посвященные связям искусства и общественной жизни. А в конце шестидесятых годов, как и в европейских странах стали проводиться эмпирические исследования (анкетриврование, опросы и т.д. посетителей библиотек, музеев, театров).
«Во многом они были аналогичны социологическим ис- следованиям любого потребительского рынка – примерно в том же ключе, как изучают перспективы сбыта новых марок автомобилей или стиральных порошков. Это дало основания именовать данное направление “прикладной”, “эмпирической”, “конкретной” или даже “анкетной” социологией искусства»
Как отмечает К.Б. Соколов, социологию искусства при подобном подходе можно было назвать «социологией художественного потребления», исследования представляли собой в основном анализ восприятия произведений искусства со стороны аудитори, установлению связей между демографическими и социологическими характеристиками опрашиваемых, с одной стороны, и особенностями их художественных вкусов и пристрастий – с другой. Основные установки этих исследований раскрыты в книге Ю.У. Фохта-Бабушкина, само название которой – «Искусство в жизни людей» – характеризует их основную направленность.
Соответствует такому эмпирическому подходу и мнения, высказанное Ю.Н. Давыдовым: «Пока искусство берется само по себе или, даже, в отношении к условиям, его породившим, оно еще не выступает в качестве социологического феномена – последним оно становится лишь в акте его восприятия публикой…»
Проведенные исследования положили базу отечественного эмпирического раздела социологии искусства, предметом изучения которой стало взаимодействие с искусством широких масс населения.
Анализ опросов часто давал интересные результаты, однако, объективно раскрыть суть реальных проблем они не давали возможности, в том числе и потому, что эксперты-искусствоведы основывали свои мнения на «господствующих в данной социальной среде эстетических идеалах, представлениях о целях развития художественной культуры». Данный этап развития социологии искусства давал в основном статистические сведения, которые впоследствии позволили ставить специфические проблемы социологии искусства.
С 80-х годов прошлого столетия социальное бытие искусства все чаще рассматривается в контексте художественной культуры.
Художественная культура как объект социологии искусства представляет собой сложную социальную систему, все компоненты которой в процессе ее функционирования образуют несколько крупных подсистем:
– производство художественных ценностей и ее субъекты: профессиональные и самодеятельные художники, творческие союзы и объединения;
– художеcnвенные учебные заведения;
– подсистема поощрения и стимулирования художников: конкурсы, премии, почетные звания и т.д.;
– художественное потребление и его субъекты: зрители, читатели, слушатели с их потребностями, вкусами, оценками, идеалами;
– подсистема, опосредующая отношения между художественным производством и потреблением, между субъектами производства и потребления: учреждения искусства, пропаганда и средства распространения художественных ценностей.
Это дает возможность говорить о художественной культуре как о сложном социальном институте, представляющем собой «относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной жизни общества»
Для изучения этого социального института со сложной структурой чрезвычайно сложной системы и ее взаимоотношений с другими системами общества необходима специальная наука, которой и стала социологии искусства.
Задача социологии искусства – представление исторически конкретной картины состояния художественных вкусов, интересов и оценок как художников, так и «потребителей» художественного продукта, определение формирующих их факторов, анализ структуры и деятельности социальных институтов, организующих производство и взаимоотношения искусства и публики.
В.А. Ермичева дает следующее краткое определение: «социология искусства – дисциплина, изучающая обусловленность художественной жизни социокультурной реальностью в конкретно-историческом контексте и влияние художественной культуры на общество».
К.Б. Соколов делает вывод, что ни эстетика, ни искусствоведение, ни другие существующие философские и искусствоведческие науки не располагают возможностями анализа такой сложной системы, какой является художественная культура, требующая рассмотрения с психологических, социологических, экономических, политических, этнических и других сторон. При этом социология искусства остается неотъемлемой частью искусствознания.
С одной стороны, современная социология искусства изучает отнюдь не искусство во всей его широте и во всех его проявлениях, а ограничивается его функционированием в обществе. С другой – художественная жизнь включает в себя не только проблемы искусства, но и социальные, политические, этнические, экономические процессы и феномены, способные оказывать определенное влияние на функционирование искусства. Исходя из этого, К.Б. Соколов делает вывод, что «современная социология искусства – это принципиально междисциплинарная наука, поскольку она призвана исследовать чрезвычайно сложный социальный объект со всеми его многочисленными прямыми и обратными связями.»

В прошлом столетии искусство стало объектом исследования социологов и философов.
В отношении к предназначению искусства в жизни общества применялись все, сменяющиедруг друга, социологические и философские подходы.
В СССР с этой точки зрения в первую очередь изучалась литература. Поскольку господствующей идеологией в стране в то время был марксизм в его советской трактовке, то и литература исследовалась, как нечто прямо зависящее от общества и от личности творца, т.е. с позиций материализма.
Д. Лукач, испытавший на себе влияние неокантианства, неогегельянства, философии жизни, феноменологии, изучив подход франкфуртской школы, пришел к выводу, что литература является отражением общества, в котором она создается и оказывает на общество ответное влияние.
В. Переверезв основал свою теорию на общежизненных представлениях об искусстве, считая произведения художественной литературы материальными объектами, он создал не социологию литературы, не литературоведческую школу, а теоретическую мифологию искусства.
В.М. Фриче построил теорию, в соответствии с которой искусство не является жизненной необходимостью, а возникает от нерастраченной в процессе материального производства энергии, направленной на игровой досуг. В определенной мере эта теория предвосхитила постмодернистскую философскую теорию игры.
Понимание искусства как производства, являюшееся общим для Беккера и Бурдье. В соответствии с ним сфера искусства трактуется аналогично сфере индустрии, что дает возможность обсуждать по отношению к искусству традиционные проблемы социологии: труд, занятость, стратификация, потребление и т.д.
Но при таком подходе теряются признаки самого искусства, размываются границы между искусством и неискусством, теряются разграничения видов искусства.
Важным недостатком "производственной" концепции искусства является то, что здесь не учитывается сакральная природа искусства, само искусство ускользает от исследования, остаются только социальные связи, возникшие вокруг него.
Настоящее исследование показало, что социология искусства – дисциплина неоднозначная, возможно множество подходов к влиянию искусства на общество и наоборот. Однако, история показывает, что идеализировать роль искусства в формировании мировоззрения человека – ошибочный путь. Очевидно, что сегодня искусство постепенно становится скорее объектом потребления наряду с продуктами индустрии развлечений. Отношение к искусству как к поводу к рефлексии и размышлениям о судьбах мира постепенно становится уделом немногих. Но это не значит, что оно совершенно не влияет на формирование отншения человека к окружающей действительности.
Изучение искусства со стороны социологии в настоящее время является необходимым, поскольку пути развития искусства и отношение к нему со стороны общества теснейшим образом связаны с общими закономерностями общественной жизни и могут иметь значение для социальных прогнозов, а также для изменения отношения к искусству как к объекту исключительно утилитарному.
Цель настоящего исследования – изучение современных концерций социологии искусства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!