Основные черты и особенности культуры России XVII века.
Нужно отметить в характере этих рукописей одну особенность: в них, особенно в иллюстрациях Книги Бытия, видно стремление модернизировать события древности, придав им современную обстановку. Достаточно указать на историю Моисея, в которой дочь Фараона, сам Фараон и другие египтяне одеты русскими боярами и боярышнями 17 века. Так же одет царь Соломон и пришедшие на суд к нему матери.
В конце 17 века в Москве были изданы две в высшей степени интересные книги: Титулярник или „Большая книга государственная или корень российских государей» и „Книга избрания на царство и высочайший престол великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца». Работали над этими книгами мастера Оружейной Палаты. Эти книги интересны тем, что содержат множество иллюстраций, исполненных водяными красками. В Титулярнике помещен ряд портретов царей, великих князей, патриархов, а также и некоторых иностранных государей. Портреты русских государей в общем безжизненны, лики их приближаются к иконописным образцам, позы неподвижны, очевидно художник боялся быть близким к природе, зато детали картин выписаны великолепно. Тоже нужно сказать и о портретах иностранных государей, где художник уже не стеснялся изображать действительность; здесь особенно интересно то, что многие портреты, например турецкого султана, художнику приходилось писать из головы, не имея перед глазами его изображения.
Книга «Избрания на царство Михаила» интересна тем, что содержит много картин, изображающих народные массы, обстановку. Правда, все люди изображены совершенно однообразно, стоят как угодники на иконах, но на них тщательно написаны одежда и её детали. Кроме того, здесь много изображений Кремля. [3, с.84]
Нужно отметить и первые попытки ввести жанровые картинки. Лучшим примером этого могут служить иллюстрации к рукописи „Душевное лекарство»; здесь мы видим сельские работы, домашнюю жизнь, пейзаж и т. д. Это показывает, насколько изменился взгляд на письмо, которое уже перестает служить только религиозным целям. Что же касается заставок и концовок, то они продолжали во множестве украшать рукописи, причем стиль их мало изменился. В 12—15 веке развивается так называемый чудовищный стиль, принесенный в Русь из славянских земель. Этот стиль представляет собой нечто крайне сложное, запутанное и вместе с тем чарующее, поражающее глаз неожиданностью, новизной. Развился он из старого византийского стиля, но в славянских землях удержался недолго и полного расцвета достиг в России на Новгородской и отчасти Московской почве.
С 15 века в Москве начинает вытесняться чудовищный стиль; на смену ему возвращается известный с давних пор на Руси византийский геометрический орнамент, в котором рисунок составляется из переплетенных кругов, квадратов и других геометрических фигур. Орнамент усложняется прибавлением плетенки из лент или ремней. Украшаются эти плетенки цветами и листьями, которые иногда рисуются свободно, естественно. Этим свободным реализмом в изображении растений русский орнамент отличается от своего византийского прототипа, в котором все условно, связано. Taкиe орнаменты мы видим не только на рукописных книгах, они переходят и в печатный; так была орнаментирована первая печатная книга Апостол.
С развитием книгопечатания появляются гравюры, резаные по дереву или меди. К первой печатной книге была приложена картина, гравированная на дереве, изображение апостола Луки. Позже стали печатать и продавать отдельно гравюры, резаные на дереве или лубочные, но вскоре это было запрещено но настоянию духовенства, зато в книгах нередко помещали гравированые заставки и вообще иллюстрации. В этих гравюрах больше чем в заставках можно проследить западное влияние, но объясняется это как тем, что обучение этому искусству шло под руководством иностранных мастеров, так и тем, что образцами, которым подражали, часто являлись западно-европейские гравюры. [12, с.62]
Для примера приведем гравюру из синодика патриарха Адриана, изображающую пир; тогда как костюмы указывают на русскую жизнь, вся обстановка — высокий палаццо, каменные стены и рамка — ясно говорят о сильном западном влиянии.
2.2. Литература XVII века
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт