Организация проектной деятельности дошкольников

Цели и задачи

Цель нашего исследования – изучение организации проектной деятельности дошкольников.

Введение и актуальность


А.Н. Леонтьев отмечал, что ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой совершаются ключевые изменения в психике ребенка, внутри которой формируются психические процессы, готовящие переход ребенка к новому уровню его развития. Каждому возрасту характерна своя ведущя деятельность. Дадим психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста [8, с.73].
Возрастные качества детей от 3 до 4 лет. Ведущая потребность: в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность: игровая, происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция: восприятие. Специфические черты возраста: 1. Кризис 3-х лет. Развитие системы «Я». 2. Формирование воображения через формирование замещения одного предмета другим. 3. Возникновение смысловой структуры сознания. 4. Ребенок достигает нового статуса, поэтому проявляет упрямство, от ребенка исходит много негативных эмоций. 5. Развитие совершается через общение со старшими. Общение имеет ситуативно-деловой характер. 6. Ребенок способен исполнять мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 7. В новой работе необходимо поэтапное объяснение (делай, как я) [8, с.88].
Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать освоению разных способов взаимодействия и общения в режиме ребенок-взрослый; ребенок-ребенок. 2. Содействовать проявлению всех типов активности ребенка. 3. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо. 4. Развивать умение работать по правилам и нормам. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость. 6. Содействовать развитию положительной самооценки ребенка в разговорах со взрослыми. Новообразования: 1. Изучение детьми первичных нравственных норм. 2. Выражение самооценки. 3. Включение частей партнерского общения [11]. 
Возрастные качества детей от 4 до 5 лет. Ведущая потребность: познавательная деятельность; необходимость общения. Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция: наглядно-образное мышление.  Качества возраста: 1. Речь имеет уже контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Вне ситуативно-познавательная форма общения со сверстниками и взрослым. 5. Интерес к другому ребенку и своему окружению. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных дел.
Цели и задачи для взрослых: 1. Содействовать развитию умения подчинять работу правилам. 2. Формировать условия для проявления познавательной активности и формирование творческого воображения. 3. Содействовать эмоциональной чуткости. 4. Организовывать условия для перехода от соучастия к сотрудничеству в различных типах работ. Новообразования: 1. Проверяющая работа речи. 2. Выражение творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. 3. Проявление сюжетов произвольности. 4. Появление вне ситуативно-познавательного типа общения в любых типах общения [12].
Возрастные качества детей от 5 до 6 лет. Ведущая потребность: нужда в общении; творческая деятельность. Ведущая работа: сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция: воображение. Специфические черты возраста: 1. Произвольность всех психических процессов. 2. Общение со взрослым вне ситуативно-личностное. 3. В работе со сверстниками совершается переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой. 4. Творчество во всех типах работ, проявление фантазии. 5. Половое понимание себя.
Цели и задачи для взрослых: 1. Содействовать развитию произвольности психических процессов у детей во всех видах работ. 2. Давать детям условия для формирования творческих способностей детей, поддерживать инициативу, самостоятельность взглядов. 3. Содействовать формированию эмпатий. 4. Учреждать совместную работу в рамках сотрудничества. 5. Содействовать развитию качеств планирования своей работы. Новообразования: 1. Понятие о плодах деятельности. 2. Конструктивная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно-деловой тип разговоров с другими детьми. [8, с.93]
Возрастные качества детей от 6 до 7 лет. Ведущая потребность: общение. Ведущая работа: сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция: воображение. Специфические черты возраста: 1. Произвольность психических процессов, но школьная работа не развита. 3. Выражения кризиса 7 лет: капризы, шутовство, демонстративное поведение. 4. Увеличенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, ратификация его точки зрения в своем сознании. Взрослый человек как проводник достоверного знания. 6. Превалирует наглядно-образное мышление. Цели и задачи для взрослых: 1. Формировать мышление. 2. Развивать произвольность всех психических процессов и учебно-познавательного целенаправления психики. 3. Организовывать поддержку внутренней позиции ученика. 4. Развивать сотрудничество в общении со ровесниками. 5. Развивать самосознание и поддерживать самооценку. 6. Развивать внутренний план работы через интериоризацию структуры работы. 7. Развивать этические взгляды[11].
Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольность психических процессов. 3. Развитие соподчинененности мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное самоотношение. 5. Появление первой целостной картины мира. 6. Нововведение учебно-познавательный мотив [13].
Описанное деление жизненного пути детей дает возможность лучше разобраться в принципах развития детей, особенностях заявленных этапов. Во всех классификационных единицах необходимо учитывать, что все дети разные, у каждого ребенка свой персональный тип развития. 

Заключение и вывод


Главной целью проектной работы в детском саду является формирование свободной творческой личности ребёнка, которое обусловливается целями развития и целями исследовательской деятельности детей. Цели проектной деятельности зависят от возраста ребенка. В младшем дошкольном возрасте – это: вступление дошкольников в проблемную игровую ситуацию (основная роль отводится воспитателю); активизация желания искать способы разрешения проблемного вопроса (совместно с воспитателем); развитие первоначальных предпосылок для поисковой работы (практические занятия). В старшем дошкольном возрасте – это: формирование источников поисковой работы, умственной инициативы; формирование умения находить потенциальные способы решения вопросов с помощью воспитателя и самостоятельно; развитие умения использовать проектные методы, в разных вариантах; работа с терминологическими справочниками, ведение конструктивных диалогов в работе с проектами.
Деятельность по воплощению метода проектов в жизнь детского сада исполняется через дополнительное обучение воспитателей, просветительскую деятельность с родителями, формирования предметно-развивающей среды в соответствии с правилами исполнения метода проектов.
Была рассмотрена организация проектной деятельности в детском саду по опыту Смирновой Н.Е, воспитателя ГБДОУ № 40 Колпинского района Санкт-Петербурга. Автором даны цели её проектной работы с дошкольниками, задачи развития и задачи исследовательской деятельности, опыт и методики, использованные при работе с детьми. По опыту Смирновой Н.Е проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Методически Смирнова Н.Е подсказывает используемые ей формы организации проектной деятельности, организацию конкретного проекта в группе на основе игры-путешествия, мн.др.
Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ