Организация культурно-досуговой деятельности с младшими школьниками | Пример курсовой работы

Организация культурно-досуговой деятельности с младшими школьниками

Цель исследования – изучение основ организации культурно-досуговой деятельности в младшем школьном возрасте.

Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники выступают благоприятной сферой для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.
В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
В процессе досуговой деятельности у школьника формируется адекватное, уважительное отношение к себе. В досуговой деятельности возможно формировать характер школьника, его эмоционально-волевую сферу, духовно-нравственную.
Досуг может формировать физическое развитие школьников, эмоциональное, психическое здоровье, эстетический вкус. Он помогает найти выход из сложных ситуаций, снимает напряжение, стресс. Культурно-досуговая деятельность способна формировать и реализовывать лучшие качества школьников.
Сущностью досуговой деятельности младших школьников являетсятворческое взаимодействие детей с окружающей средой в свободной для выбора рода занятий и степени активности в пространственно-временной среде, которая обусловлена внутренними и внешними факторами. В процессе реализации досуговой деятельности удовлетворяются те потребности, которые не могут быть удовлетворены в процессе учебной деятельности и других занятий, диктуемых внешней целесообразностью.
В сфере досуга младший школьник социализируется, раскрывает свои потребности в общении, в познавательной деятельности, в духовном развитии, образовании, отдыхе. Ценность досуга для детей младшего школьного возраста оказывается значительно выше учебной деятельности, поскольку для младших школьников огромное значение имеет желание общаться с товарищами, участвовать во внеклассных мероприятиях.
По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп.
Первая группа связана с восстановлением сил школьника. Сюда относятся прогулки на свежем воздухе, спорт, развлечения, игры. Спорт активизирует физическую активность школьников, способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.
Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. Сюда относятся чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия. Данные виды досуга стимулирует познавательную активность школьников, способствует освоению общечеловеческой культуры, культурных ценностей, формированию мировоззрения школьников.
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с творческой деятельностью. Сюда относятся научно-исследовательская деятельность, художественно-театральная, техническая, спортивно-игровая, трудовая, прикладная деятельность. Всё это развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, её самоактуализации в творческой деятельности.
Четвертая группа реализует потребность школьников в общении. Сюда относятся вечера встреч, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у школьника способность использовать различные способы межличностного взаимодействия.
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учёбой школьников. Сюда относятся выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива. Включение ребёнка в эту группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.
Характер досуговой деятельности младших школьниковобуславливается теми потребностями, которые реализуютсяв её процессе. Потребность является наиболее важным компонентом мотивации и выступает как совокупность факторов, определяющих поведение.
Выделяют следующие функции культурно-досуговой деятельности младших школьников:
Обучающая функция. Данная функция направлена на развитие учебных умений и навыков.
Развлекательная функция. Данная функция позволяет создавать благоприятную атмосферу.
Коммуникативная функция. Данная функция объединяет младших школьников в коллектив, позволяет устанавливать эмоциональные контакты.
Релаксационная функция. Данная функция направлена на снятие эмоционального, психического напряжения.
Развивающая функция. Данная функция осуществляет гармоничное развитие личностных качеств с целью активизации резервных возможностей учащихся.
Воспитательная функция. Она позволяет корректировать поведение в игровых моделях жизненных ситуаций. 
Досуг младших школьников может быть пассивным и активным, организованным и стихийным, контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; опережающим и нормативным.
В педагогических исследованиях выделяют несколько видов досуга:
В данной работе мы рассмотрели основы организации культурно-досуговой деятельности младших школьников.
Мы заключили, что досуг является формой деятельности в свободное время, обеспечивающей отдых, органично совмещённый с разносторонним физическим и духовым развитием личности.
В современном обществе досуг выполняет функцию саморазвития личности, открывает сущность личности, её способности, он помогает найти способы для самореализации, самоактуализации индивида. Досуг выступает как сфера воспитания личностных и гражданских качеств, сфера расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями.
Культурно-досуговая деятельность является целенаправленным процессом создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, а также перцептивно-коммуникативный процесс, который определяет потребности личности и её интересы, и способствует усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.
Таким образом, досуг и культурно-досуговая деятельность представляет собой пространство раскрытия творческого потенциала личности, реализацию возможностей. Досуг является сферой, в которой вырабатывается система ценностных ориентаций личности, происходит формирование личностных качеств. Досуг развивает личность в физическом, духовно-нравственном, эстетическом плане, помогает личности усваивать культурные традиции и социокультурное наследие.
В педагогических исследованиях такие виды досуга, как отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия; развлечение, выполняющее функцию психической разрядки; праздник, который преображает действительность, носит торжественный, художественный характер; созерцание; творчество; просвещение. Все перечисленные виды досуга присущи и младшим школьникам.
Мы выяснили, что отдых является самым простым видом досуга. Он предназначен для восстановления затраченных во время учёбы сил, может быть как активным, так и пассивным.
Отдых может включать в себя самые разнообразные виды деятельности: прогулки, чтение, посещение музеев, туристические походы, созерцание, общение, занятия в секциях, спорт, физическая культура.
В процессе отдыха младший школьник восстанавливает своё физиологическое состояние, снимает психологический перегрузки, переутомления.
Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом коллективно-творческого воспитания.
Коллективное творческое дело планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно, сообща каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения важных задач.
Таким образом, коллективные творческие дела являются неотъемлемой частью досуга младших школьников. В этих делах дети учатся помогать друг другу, проявляют свои особенности и качества своей личности. В коллективных делах раскрывается творческий потенциал личности детей, они учатся жить и взаимодействовать в коллективе, приносить пользу другим.
Поэтому, для создания условий самореализации в процессе досуговой деятельности младших школьников необходимо использовать рассмотренные нами виды и формы культурно-досуговой деятельности.
Цель исследования – изучение основ организации культурно-досуговой деятельности в младшем школьном возрасте.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!