Организация и проведение экскурсии в Музее-заповеднике | Пример курсовой работы

Организация и проведение экскурсии в Музее-заповеднике

Целью курсовой работы является анализ организации и проведения экскурсий в музеях-заповедниках.

Упомянутый выше Кирилло-Белозерский музей-заповедник в Вологодской области является одним из объектов культурно-экскурсионной программы «Монастыри Севера», а музей-заповедник «Михайловское» может быть целью экскурсии, длящейся два-три дня, с предоставлением ночлегов в гостиницах Пушкинских Гор. В «Михайловском», как и во многих других музеях-заповедниках проводятся многодневные фестивали и слёты.
Можно сделать вывод, что музеи-заповедники являются как самостоятельным объектом экскурсионного показа, так и частью больших туристско-экскурсионных программ.

1.3. Особенности экспозиций музеев-заповедников

Музеи-заповедники создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде. Они имеют важное значение для сохранения историко-культурного и природного наследия в его целостности. Статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.
Экспозиции музеев-заповедников, как правило, располагаются как под открытым небом, так и внутри расположенных на территории музея задний. Это может быть дворцово-парковый комплекс как в Царском селе или Петергофе, дворянская усадьба с загородным домом, садом и парком, например, музей-усадьба «Марфино» в Подмосковье, это может быть музей по открытым небом, как Витославлицы в Великом Новгороде или на остове Кижи в Карелии, это может быть мемориальный дом-музей и прилегающие к нему постройки, сады и парки, как в Пушкинских горах, Тарханах или Ясной поляне и т. д.
Направленность музея определяет принципы его экспозиции. Но для всех музеев-заповедников единым является сочетание внутренних экспозиций с экспозициями под открытым небом.
Существует множество определений понятия музейной экспозиции, но наиболее емким представляется определение А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, от комментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов» [9: c.130].
Порядок группировки и организации экспозиционного материала определяет метод построения музейной экспозиции. Существующие методы построения музейной экспозиции применяются и в музеях-заповедниках. Приведём основной или систематический метод, в результате применения создаются систематические экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры, науки или общественного производства [9: c.134]. Этот метод применен, например, при создании закрытой экспозиции, располагающейся в отдельном здании, Историко-археологического и природного музея-заповедника «Гнёздово» в Смоленске. Этот метод не является специфическим при создании экспозиций музеев-заповедников.
Ландшафтный метод, в результате которого появляется ландшафтная экспозиция, чаще применяется в естественнонаучных музеях [9: c.137]. Этот метод прежде всего характерен для музеев-заповедников, где в историческом ландшафте располагаются исторические экскурсионные объекты, как природные, так и созданные человеком. Этот метод применяется, в первую очередь в музеях-усадьбах, в музеях под открытым небом. Часто он строится не только на ландшафте, но и на архитектуре включенных в экспозицию построек. Характерный пример архитектурно-ландшафтного метода — экспозиция музея-заповедника Кижи на одноименном острове Онежского озера в Карелии.
Ансамблевый метод сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду. Этот метод также является характерным для экспозиций музеев-заповедников, как дворцовопарковых ансамблей, так и для музеев-усадеб.
Тематический метод употребляется при создании исторических и художественных экспозиций [9: c.139]. Он используется в музеях-заповедниках, но не является специфическим в их построении.
Характерным и специфическим для создания экспозиций музеев-заповедников является принцип создания субрегионального музея под открытым небом. Применяется чаще всего в создании экспозиций деревянного зодчества (уже упоминавшиеся Кижи и Витославлицы), а также для музеев-крепостей, например, в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск» (Псковская область).
В ходе проведения исследования мы всесторонне рассмотрели понятие музей заповедник представляющей собой культурно-просветительские и научно-исследовательские учреждения, хранилища памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Таким образом создание музеев-заповедников дает возможность сохранить объекты культурного и природного наследия как целостные историко-культурные и природные комплексы. Кроме того, музеи-заповедники имеют возможность вести концертную и культурно-массовую работу как внутри музейных помещений, так и на территориях парков, им принадлежащих, в них существует возможность создания различных секций, кружков и клубов по интересам для граждан всех возрастов. Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом, поскольку многие из них являются объектами ЮНЕСКО. Музеи-заповедники привлекают российских и зарубежных туристов, даже находясь вдали от столиц, они являются центрами международного и отечественного туризма.
Благодаря развитию культурно-познавательного туризма и деятельности музеев-заповедников комплекс историко-культурного и природного наследия начинает восприниматься как особый и чрезвычайно значимый социально-экономический ресурс для развития местной экономики.
Исходя их этого, можно сделать вывод, что музеи-заповедники являются культурными, досуговыми, учебными и научными центрами, а также – привлекательными туристскими объектами.
Музеи-заповедники оказывают положительное влияние не только на культурную, но и на экономическую жизнь регионов, в которых они располагаются. Способствуют развитию близлежащих населенных пунктов, предлагая рабочие места населению, привлекая средства как российские, так и, в случае обслуживания туристов из-за границы, зарубежные.
Наличие музеев-заповедников является стимулом к развитию инфраструктуры регионов: дорожно-транспортной сети, строительству гостиниц, ресторанов и кафе и учреждений торговли.
Как указано в Государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в РФ, музеи-заповедники занимают ведущее место в системе учреждений, сохраняющих национальное наследие, что определяется также разнообразием решаемых ими задач, и являются ключевым звеном в эффективном использовании памятников истории и культуры, в деле сохранения культурного многообразия России [3].
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей- заповедник «Царицыно» представляет собой огромный комплекс как по территории, так и по объему услуг в сфере культуры. Кроме привлечения иногородних и зарубежных туристов, он является зеленой зоной отдыха внутри московского мегаполиса. Это культурный центр с практически неограниченными возможностями предоставления услуг.
Музей-заповедник «Царицыно» является привлекательным в любое время года, а в зимний период, когда в Москве сравнительно мало гостей, праздники, устраиваемые в музее и праздничные тематические экскурсии при грамотной рекламе, могут стать одним из привлекающих туристов объектом.
Проделав исследование экспозиции музея-заповедниа «Царицыно» и комплекса проводимых в нем мероприятий, можно сделать вывод, что он имеет огромный потенциал как объект культурно-познавательного въездного и внутреннего туризма и как центр активного и культурного отдыха москвичей.
Предложенный в настоящей работе новый экскурсионный маршрут может стать одним из мероприятий, которые привлекают в музей экскурсантов и туристов в зимний, считающийся «низким», туристский сезон в Москве.
Целью курсовой работы является анализ организации и проведения экскурсий в музеях-заповедниках.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!