определении специфики личностных границ ребенка из многодетной семьи | Пример курсовой работы

определении специфики личностных границ ребенка из многодетной семьи

Цель настоящего исследования заключается в определении особенностей суверенности психологического пространства детей, воспитывающихся в многодетной семье.

Психологическая суверенность подразумевает внутреннее эмоциональное согласие человека с обстоятельствами жизни, что проявляется в переживании им аутентичности собственного бытия, уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни, уверенности в том, что его поступки согласованы с его желаниями и убеждениями. если же человек подвергается влиянию обстоятельств и воле других людей, которая им не интериоризируется, можно говорить о депривированности личности (от лат. deprive – «лишать»).
Доминирующее переживание в этом случае – ощущение подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни, характеризующееся затруднениями в поиске объектов среды, с которыми человек себя идентифицирует, снижением личностной эффективности, дезадаптацией, ослаблением личной ответственности, неспособностью принимать решения, повышением виктимности.
Психологическая суверенность – это и синергетическое отношение к жизненным ситуациям, предъявленным на средовом языке, поэтому С.К. Нартова-Бочавер предлагает изучать ее в области конкретных измерений психологического пространства: суверенность физического тела, территории, личных вещей, привычек, социальных связей, вкусов и ценностей. Категория границ здесь используется как пространственная метафора: если границы собственного тела субъекта, территории, владения личными вещами имеют точную объективную локализацию, то границы вкусов, привычек и социальных предпочтений переживаются опосредованно, через субъективное отнесение к «своему» или «иному», проявляясь в поведении, социальных и коммуникативных установках человека.
Проблема целостности «Я», ненарушенности границ личности обладает высоким теоретическим и особенно прикладным значением в процессе рассмотрения вопросов психологического здоровья. Причины многих нарушений психологического здоровья кроются в пространстве внутрисемейных, межличностных отношений, где границы между поступками одного и поступками другого стерты.
Неспособность устанавливать верную психологическую дистанцию по отношению к угрожающим явления и разотождествляться с ними – это основная черта психотической личности; динамические изменения границ личности в форме интроекции или проекции эпизодически встречаются и у вполне здоровых адаптированных людей. Чем сильнее вторжение взрослых в частную жизнь ребенка (чтение дневников, обобществление игрушек, непризнание личной собственности на вещи), тем более резкой будет ответная реакция (воровство, бегство из дома и т. д.), тем более нарушается психологическое здоровье, представляющее собой состояние психологического и эмоционального благополучия.
Эмпирически выделены шесть измерений психологического пространства личности: физическое тело; территория; личные вещи; привычки; друзья (социальные связи); вкусы (ценности). Наиболее важной является прочность границ психологического пространства, дающее человеку переживания суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверие к миру (рис. 1).
Проблема суверенности психологического пространства – важная психологическая проблема, не всегда в достаточной мере осознаваемая родителями ребенка. Родители играют большую роль в формировании суверенности психологического пространства, и во многом именно от семейного воспитания зависит это психологическое явление. Разные стили семейного воспитания с разной степенью эффективности формируют границы суверенности психологического пространства. Практическая часть исследования была организованна на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 110 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил выявить типы и стили семейного воспитания, уровень суверенности психологического пространства испытуемых. Нами был сделан вывод что проблема сохранности и устойчивости границ психологического пространства личности актуальна для детей и представляет собой важный фактор, с которым должна проводиться соответствующая психокоррекционная работа. Главным направлением в работе с границами психологического пространства мы считаем воспитание ассертивности, критичности мышления, а также умения дистанцироваться от угрожающих явлений.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель достигнута, а гипотеза о том, суверенности психологического пространства детей будет более сохранна при реализации следующих условия: организации психолого-педагогической работы с родителями, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений., подтвердилась.
Цель настоящего исследования заключается в определении особенностей суверенности психологического пространства детей, воспитывающихся в многодетной семье.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!