Определение темы и идеи хореографического номера | Пример курсовой работы

Определение темы и идеи хореографического номера

Цель работы: изучение хореографического произведения с точки зрения темы и идеи.

Сюжет – это некий план, архитектоника, краткое содержание, либретто. Сюжет можно кратко пересказать, а фабула почти не поддаётся пересказу, т.к. она по смыслу ближе к сценарию, чем к композиции. Сюжет выступает структурной основой сочинения, костяком, рассказом о событиях и частностях. Элементы сюжета: завязке, конфликт, развитие, кульминация и развязка. Каждый балетмейстер, работая над одной и той же темой, развивает сюжет по-своему, средствами своей фабулы.
Сюжет – это способ существования и развития фабулы, это движущаяся по своим, внутренним законам коллизия, всё подчинено единой «сквозной линии» – идее. Сюжет хореографической постановки – это его содержание, совокупность событий, явлений, форм, которые помогают раскрыться характерам действующих лиц. Существует философское высказывание; «… всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведёт к несоответствию старой формы с новым содержанием».
В понятие содержание входят: тема, сюжет, образы, коллизии, форма и т.д. В понятие содержательность включаются:
– идейная направленность, социальная значимость;
– мировоззрение автора;
– общественная значимость и ценность произведения, его актуальность;
– художественность, воздействие красотой, эстетика, психологизм, подтекст, философская направленность.
Поэтому эстетика балета сознательно разграничивает два понятия – «содержание» и «содержательность», т.к. первое имеет тенденцию к средствам, техническим приёмам, а второе имеет отношение к идейно-эстетическому осмыслению произведения в целом. Таким образом, идея произведения – это его «предобраз», «прообраз», «первообраз». 
В хореографическом произведении главное не видимый объект, а душа изображений, суть того или иного явления. Оно в реалистической форме и средствах может передать сверхреальное, фантастическое, сказочное, мифическое. Произведение обладает универсальным языком, языком зрительных образов со своим «словарём», «синтаксисом», условными знаками и своей «грамматикой».
Драматургия балета – это жизнь в сценическом действии, ибо на бумаге нет и не может быть драматургии танцевального текста. Только при сценическом воплощении идея, форма, содержание получают законченный вид.
Композиция драматургического произведения – понятие сложное. Её считают явлением универсальным, имеющим отношение ко всем элементам драмы: к теме, идее, конфликту, сюжету, к каждому образу, каждому акту, к любой сцене, реплике, ремарке.
Композиция – это способ группировки материала, составляющего ткань произведения. Последнее имел в виду А. Пушкин, когда говорил, что самое важное в художественном произведении – это план: соотношение частей к целому, детали к общему. И действительно, порядок распределения частей по их отношению к целому определяет композицию.
Композиция реализует идейное содержание драмы, развертывает ее проблематику. По тому, как строится логика развития действия, как разрешается, не разрешается, снимается противоречие, можно судить об авторской позиции, главной идее произведения.
Отсюда можно заключить, что композиция служит конкретному выражению идеи в действии. Итак, композиция обусловлена содержанием. В ней находят отражение определенные закономерности драматургии конкретной исторической эпохи, ее социальные предметы. Если расширить эту формулу, то можно сказать, что танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении, — со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом.
Идейность, лаконичность, оригинальность замысла и его воплощения, современность и доходчивость выразительных средств, виртуозность и одухотворенность исполнения — таковы черты, которыми должен обладать танцевальный номер.
Цель работы: изучение хореографического произведения с точки зрения темы и идеи.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!