определение особенностей фонематических процессов у детей со стертой формой дизартрии | Пример курсовой работы

определение особенностей фонематических процессов у детей со стертой формой дизартрии

целью курсовой работы является определение особенностей фонематических процессов у детей со стертой формой дизартрии.

Затем ребёнок овладевает слогом со стечением согласных. Слова, содержащие данный вид слога, попадая в лексикон ребёнка, обычно модифицируется. При этом в первую очередь выпадают смычные шумные, во вторую – щелевые шумные, а наиболее устойчивыми являются сонорные согласные. Выпадение согласного зависит от его места в слове – группы звуков в начале слова сокращаются чаще, чем те же группы в середине слова. В тоже время некоторые сочетания согласных не представляют трудностей для детей: [лк], [цк], [ск], [пк], [пц], [пт],[пд], [нг], [нк] [43, с. 47], [56].
Кроме того в речи детей от года до трёх лет отмечается явление ассимиляции, которое заключается в частичном или полном уподоблении одного звука другому в пределах слова, а также характерно наличие метатезы, т.е. перестановки звуков или слогов в слове. Данные явления соответствуют нормам речевого онтогенеза и не являются видами нарушений слоговой структуры слова [43, с. 47-48], [55]. Таким образом, фонетический слух способствует формированию начальных грамматических и морфологических обобщений, что является необходимым в подготовке ребёнка к осознанному усвоению орфографических правил [33].
В дальнейшем от трёх до семи лет у малыша всё более развивается навык слухового контроля над своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. К четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, а также должна быть достаточно прочно сформирована предметная отнесённость слова, т.е. его обозначающая функция. Всё это является основой процесса формирования фонематического восприятия [33].
Традиционно под фонематическим восприятием принято понимать специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [33, с. 51].
По определению Д.Б.Эльконина, фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе овладения процессом обучения грамоте, в том числе и письменной речи, то есть это умение, которое формируется целенаправленно [33, с. 51], [57].
К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Оно зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определённого уровня развития фонематического слуха, который обеспечивает восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности (фонематический слух и фонетический слух), благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других [33].
При помощи фонематического восприятия происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью взрослых. Н.Х.Швачкина, заметил, что с искажениями дети начинают говорить тогда, когда их фонематические процессы на половину сформированы. Однако этого достаточно, чтобы в произношении опереться на более простые звуки и использовать его в ходе повседневного общения, но недостаточно для того, чтобы говорить правильно, а также овладеть чтением и письмом [44, с. 46].
В.И.Бельтюков, А.Н.Гвоздев, Н.Х.Швачкин доказали, что необходимо развитие более высоких форм аналитико-синтетической деятельности головного мозга (фонематического восприятия), при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть проводить анализ звуковой структуры слова [8, 33].
В. К. Орфинская относила к простым формам фонематических процессов способность выделять звук на фоне слова, то есть определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, то есть распознать фонематический состав слова. Сложными формами фонематических процессов являются количественный – определение количества фонем в слове; последовательный, или порядковый, определение последовательности фонем в слове и позиционный анализ – определение места фонемы в слове [43, с. 42].
Проанализировав работы В. К. Орфинской, И. А. Смирнова отметила, что в начальной и конечной позиции гласные выделяются легче, чем согласные. Среди гласных легче выделяются ударные гласные, чем безударные. Щелевые согласные легче выделяются, чем смычные. Смычные согласные легче выделяются в конечной позиции, а щелевые в начальной. Твёрдые согласные легче выделяются, чем мягкие. Наибольшую сложность представляет выделение безударных гласных среди согласных, так как в такой позиции редуцированный гласный воспринимается как призвук предыдущего согласного [43, с. 42].

Анализ литературы по проблеме изучения проявлений речевых и неречевых нарушений при со стертой формой дизартрии выявил, что ведущим в структуре речевого дефекта у детей данной категории является нарушение фонетической стороны речи, становление которой происходит на патологической основе.Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют не только формированию правильного звукопроизношения, но и полноценному развитию фонематических процессов. В связи с этим в содержании логопедической работы должно обязательно быть такое направление, как развитие артикуляционной моторики,осуществляющееся на основе принципа единства отработки артикуляции, голоса и дыхания.
Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента выявил, что недостаточность функций словообразования у обследованных детей также связана с недоразвитием фонематических процессов, которая оказывает значительное влияние на формирование семантического поля и связной речи (отмечаются поиски слов). Организация коррекционной работы по развитию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии должно опираться на общедидактические и специфические принципы отрасли специальной педагогики – логопедии, осуществляется в условиях продуктивного взаимодействия специалистов ДОУ.
целью курсовой работы является определение особенностей фонематических процессов у детей со стертой формой дизартрии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!