определение основ педагогического такта в начальной школе | Пример курсовой работы

определение основ педагогического такта в начальной школе

Целью курсовой работы является определение основ педагогического такта в начальной школе.

Воспитание – дело тонкое, деликатное. Оно не терпит низкой культуры чувств, мыслей, отношений, Умение без напряжения строить свои отношения с учащимися – характерная черта тактичного педагога. Подростки и юноши не терпят по отношению к себе грубости, невнимательности. Неискренность учителя оскорбляет их. Они в подобных случаях умышленно, назло начинают нарушать дисциплину. Тогда возникает конфликтная ситуация, где грубый педагог проявляется в крике и угрозах.
Конфликтная ситуация возникает и тогда, когда со стороны учителя допускается несправедливость в оценке поведения и знаний учащихся. Коммуникативная сторона оценки часто выражается в оценочных суждениях педагога. Здесь необходимо особо отметить два момента, имеющих принципиальное значение в обсуждаемой нами проблеме:
1) никогда оценка знаний школьника не должна превращаться в оценку его личности, быт зависимой от поведенческих факторов (отметка должна восприниматься учащимися как оценка результатов их учебного труда);
2) учитель, забывающий о педагогическом такте, обижает учащихся не только оценкой, сколько своими оценочными суждениями (оценочные суждения даже в случае неудовлетворительной оценки должны быть такими, чтобы ученик воспринимал плохую оценку как временную неудачу, а не как аттестацию его личностного потенциала.
Педагогический такт чаще всего характеризуется как чувство меры. К.Д. Ушинский считал, что в школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без приторности, порядок без педантизма; по мнению А.С. Макаренко говорил, что в педагогических действиях должна существовать золотая середина, некая гармония в распределении строгости и ласки.
Нарушается мера, нарушается и педагогический такт. Чувство меры позволяет учителю в каждом конкретном случае устанавливать предел разумной достаточности в многообразных отношениях с учащимися (и это правильно, так как педагог имеет дело с человеком, где брак не допустим). В педагогическом процессе все должно быть сделано в меру: в меру нотаций, нравоучений, в меру наводящих вопросов. Никаких резких отклонений ни в поведении, нив речи, ни в привычках, ни в одежде, буквально во всем. Гибкость ума, сдержанность, уравновешенность, умеренность – важнейшие качества тактичного педагога.
Необходимым условием адекватного формирования педагогического такта является правильная самооценка учителя, степень его уверенности в себе. Самооценка бывает завышенной, заниженной и адекватной. Трудно бывает в коллективе не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, вечно сомневающимся в успехах общего дела. Формирование самооценки человека во многом зависит от оценки его деятельности коллективом, руководством школы. «Как раз в том, что каждый хотел, чтобы о нем думали хорошо, и состоит воспитательная сила коллектива», – писал В.А. Сухомлинский. Вот почему очень важна благожелательная оценка качеств личности. При этом необходимо различать оценку личностных качеств и оценку личности в целом: человек более чувствителен к оценке своей личности в целом, по сравнению с оценкой отдельных результатов его труда, т.к. эти результаты могут быть удачными и неудачными. С другой стороны, оценка человека всегда должна сочетаться с предъявлением к нему различных требований.
Эти требования должны быть соотнесены с требованиями к себе. Если требования к другим намного превышают требования к себе, то возникает напряженность, связанная с взаимными упреками. Педагогический такт предполагает владение учителем различными средствами влияния на учащихся.
Педагогический такт не терпит торопливости в оценках, суждениях, выводах и решениях. Надо отметить, что учитель не гарантирован от ошибок. Но одни стыдятся своих ошибок, анализируют их причины, стремятся не повторять их, а другие ищут всякий раз оправдания вместо того, чтобы честно признать и вовремя исправить эту ошибку. Когда самооправдание становится привычкой, на человека нельзя положиться, он может подвести и в большом, и в малом. Привычка во всем оправдываться приводит к тому, что человек становится не способным критически мыслить и оценивать свои поступки, начинает во всем чувствовать себя правым.
Такие люди бывают умными и глупыми, добрыми и злыми. Когда они умные и злые – это ужасно. Нередко считают, если учитель владеет своим предметом и методикой преподавания, то педагогический такт является к нему сам собой. Однако многолетний опыт показывает, что можно неплохо знать свой предмет, его методику, психологию школьников, добиваться их послушания, но в то же время не обладать педагогическим тактом, т.к. в педагогической деятельности самым сложным является умение находить тропинку к детскому сердцу.
Таким образом, педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт это одна из форм реализации педагогической этики.
В работе были рассмотрены аспекты педагогического такта в школьной деятельности. Целью исследование заключалось определение основ педагогического такта в начальной школе.
Педагогический такт – это профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия «такт» тем, что обозначает не только свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к учащимся.
В методологической части работы, была рассмотрена школа № 56, города Москвы. Где было выявлено, что школа, активно занимается развитием детей, помимо основной общей программы, учителя, должное внимание уделяют их воспитанию. Для выбора педагогов, бедующие сотрудники проходят тестирование, проверяя этим свое чувство такта. Ведь так часто встречается педагогике, которые оскорбляют своих учеников, ведут себя не верно, в конфликтных ситуациях.
Далее была рассмотрены способы воздействия на школьников посредством педагогического такта, после чего рассмотрены случаи, когда необходимы воспитательные меры и поведение учителя, при их возникновении.
Целью курсовой работы является определение основ педагогического такта в начальной школе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!