Олигополия как явление современного рынка (отечественный и мировой опыт).

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

Цели и задачи

Целью исследования выступает олигополия как явление современного рынка.

Введение и актуальность


Ленин В.И., Скворцов-Степанов И.И., Бухарин Н.И., Назаревский М.И., Дмитриев В.К., Железное В.Я. и др. Диалектический метод, теория прибавочной стоимости; немецкая историческая школа (историзм); универсализм Концентрация и централизация производства и капитала, которые определяют структуру рынка, империализм Исследование функционирования олигополий как внутренне противоречивого процесса, выявление недостатков монополии и путей их устранения
Анализ олигополии представителями советской экономической школы
Драгилев М.С., Фаминский И.П., Отрешко С.А., Хмельницкая Е.Л., Кронрод Я.А. и др. Диалектический метод, теория прибавочной стоимости Критика олигополии, анализ эксплуататорской сущности олигополии Исследование негативных аспектов влияния олигополистов на общественное производство и потребление, противоречий олигополии
Современная российская экономическая школа и развитие теории олигополии
Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Кронрод Я.А., Огрызько К.В., Евсеенко А.В:, Рулева Т.Ю. и др. Методология неоклассического подхода, институционализма, МСА, диалектический метод Роль олигополий в развитии национальных хозяйств и мировой экономики; олигополии и НТП; состязательные олигополии; глобальные олигополии; взаимодействие олигополистов Исследование олигополии в переходной экономике и в условиях глобализации; государственное регулирование деятельности олигополистов
Исходя из цели и задач работы, предложены следующие методологические принципы исследования современных олигополистических рынков.

Заключение и вывод


Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Реакция фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяется структурой рынка, в которой функционируют фирмы. Рыночную структуру характеризует ряд факторов: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, степень воздействия на цену товара.
Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия (pure monopoly), когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают
Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией
Олигополию характеризуют следующие признаки:
1) в отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии;
2) кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной;
3) в отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.
Ввиду того, что сложившаяся в России рыночная структура представляет собой олигополию с высокой концентрацией рынка (три оператора мобильной связи охватывают более 80 % абонентов, индекс Херфиндаля в 2010 г. составил 2485), возникает необходимость в рассмотрении мер государственного регулирования сегмента. Так как олигополия подразумевает несовершенную конкуренцию, а значение и масштабы сегмента носят общегосударственный характер, необходимость вмешательства государства становится очевидной.
Специфика отрасли подразумевает масштабные капитальные вложения на этапе организации деятельности (в 2010–2019 гг. объем инвестиций увеличился в 5 раз – с 60 до 315 млрд руб.). Отсюда задачей государства является создание комфортного инвестиционного климата. В поиске мер и инструментов, необходимых для достижения этой цели, было бы полезным сравнивать практику, распространенную в России, и принципы, реализованные в странах Евросоюза (тем более, что диапазоны используемых частот, стандарты связи и технологические решения в России и Евросоюзе практически сопоставимы).
В России регулирование осуществляется органами исполнительной власти – Министерством связи и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральными законами. Основным из них является Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». В Европе основными органами, осуществляющими регулирование отрасли «Связь», являются национальные регуляторы стран – участников Евросоюза и Ассоциация европейских регуляторов в сфере электронных коммуникаций (BEREC).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ