[rank_math_breadcrumb]

Оценка угроз экономической безопасности в реальном секторе региона (на примере Краснодарского края)

Целью курсовой работы состоит в оценке угроз экономической безопасности в реальном секторе региона.

В отношении Южного федерального округа (его географическое положение, богатейшие природные ресурсы, исторически сложившиеся интернациональный уклад, близость морских границ и т.д.) фундаментальным положением концепции экономической безопасности является задача создания устойчивой и развитой региональной экономики, способной обеспечить достойный уровень жизни всему населению округа. При этом следует исходить из следующих основополагающих принципов экономической безопасности:
– глобального понимания концепции экономической безопасности, означающей невозможность эффективного развития какого-либо региона без учета мировых тенденций экономического развития;
– необходимости защиты экономики ЮФО от дестабилизирующих факторов, в частности непродуманной и волюнтаристской российской экономической политики 90-х годов по отношению к отдаленным регионам, а также негативной политики мирового сообщества по отношению к северным регионам планеты в перспективе;
– отношение к задаче достижения экономической безопасности в контексте социальной гармонии в обществе, то есть точкой отчета и побудительным мотивом преобразований в сфере экономической безопасности должен быть человек, его благосостояние и самочувствие в широком смысле слова. [4]
С учетом указанных принципов под экономической безопасностью субъекта Федерации или региона в текущий период нужно понимать совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Российской Федерации, как относительно самостоятельной структуры. Данное толкование учитывает необходимость устранения последствий процессов экономической дезинтеграции пространственного поля России для обеспечения устойчивости развития, а также относительность экономического суверенитета любого субъекта Федерации, вынужденного подчиняться и следовать духу и букве экономических преобразований, происходящих в России.
Для субъектов Федерации, так же, как и для ЮФО, экономическая безопасность означает, прежде всего, возможность и способность обеспечить устойчивое развитие в рамках региональной экономики, с учетом специфичных условий жизнедеятельности населения региона. Однако эта специфика в реальности не имеет ничего общего с экономическим сепаратизмом и волюнтаризмом местных региональных администраций, а является способом трансформации экономики с учетом местных природных, географических, климатических, транспортных и демографических условий и состояния развития тех или иных секторов экономики и социальной инфраструктуры. [6]
Для государственных образований Российской Федерации экономическая безопасность связана, прежде всего, с проблемой укрепления государственности и ее важнейшей составляющей – экономического суверенитета. Смыслом и источником укрепления безопасности является обеспечение достаточных условий для полноценного развития личности гражданина региона.
Экономическую безопасность региона следует рассматривать в виде комплекса воздействий, направленных на устойчивое развитие региональной экономики отдельной территории и формирующих системно-функционирующий механизм управления внешними и внутренними воздействиями.
Обеспечение экономической безопасности на региональном уровне представляет собой сложнейший комплекс вопросов, в решении которых должны принимать участие профессионалы (специалисты) разнообразных отраслей – экономисты, юристы, военнослужащие, представители правоохранительных органов и спецслужб. При этом, как показывает практика, угрозы экономической безопасности наиболее интенсивно проявляются на приграничных территориях.
По оперативным статистическим данным за 9 месяцев 2019 г. большинство отраслей экономики Краснодарского края (за исключением строительства и оптовой торговли) демонстрируют положительную динамику, а промышленность и сельское хозяйство даже с превышением прошлогодних темпов роста.
Расходы консолидированного бюджета Краснодарского края составили 217 920,0 млн руб., темп роста к уровню 9 месяцев 2018 года – 110,4%. Бюджетные назначения выполнены на 63,4%.
Удельный вес расходов по отраслям: образование – 28,2%, социальная политика – 25,1 %, национальная экономика – 15,9%, здравоохранение – 8,8%, общегосударственные вопросы – 7,1%, жилищно-коммунальное хозяйство – 4,7%, культура, кинематография – 3,9%, физическая культура и спорт – 2,8%, обслуживание государственного долга – 1,6%, прочие отрасли – 1,9%.
Высокая степень индустриального развития сельского хозяйства определяет лидирующие позиции в региональном производстве промышленной продукции.
На долю сельскохозяйственной промышленности Краснодарского края приходится более половины объема ВРП, в то время как доля промышленности в российском ВВП – 33%.
Формирование рабочих кадров сельского хозяйства возможно лишь при комплексном подходе к данной проблеме через поднятие престижа рабочих профессий и эффективную подготовку кадров для отрасли, возрождая и поддерживая допрофессиональную систему образования в школах, в том числе развитие ученических производств.
В Краснодарском крае развиты практически все отрасли сельского хозяйства: растениеводство, рыбоводство, животноводство. Переработка сельскохозяйственного сырья представлена зернохранением, молокопереработкой, мясо- и рыбопереработкой, хранением овощей и картофеля и прочими видами.
Основным фактором повышения конкурентоспособности АПК Краснодарского края, по мнению представителей отрасли, является государственная поддержка (0,91). Второй раз подряд на верхних строчках оказывается такой фактор, как стабильность законодательной и регулятивной поддержки (0,86), которая является необходимым условием развития как отрасли в целом, так и отдельных ее представителей.
Сальдированный финансовый результат агропромышленных компаний Краснодарского края в 2018 году составил 270 млрд руб. (против 349,5 млрд руб. в 2017 году). Значительно снизились прибыли компаний сферы растениеводства, что в основном было связанно с падением цен на продукцию растениеводства в 2018 году из-за рекордного урожая. В компаниях сфер животноводства и рыболовства результаты практически не изменились.
В 2018 году произошло значительное снижение рентабельности продукции в сферах растениеводства и рыболовства (на 13 и 12 п.п. соответственно). Рентабельность продукции животноводства, напротив, показала незначительный рост (на 2 п.п.).
Считаем, что отмена прямых субсидий и поддержка научно-исследовательской деятельности в сельском хозяйстве – это и есть модель сельскохозяйственной поддержки, которая будет способствовать высоким темпам устойчивого экономического роста.
К сожалению, концентрируясь на вопросах продовольственной безопасности и платежеспособности производителей, отраслевое законодательство не ставит приоритет важности экономического роста.
Такая краткосрочная направленность государственной поддержки удобная для политиков и аграриев, но очень маловероятно, что она сможет помочь достичь жизненного уровня стран, политические практики которых она старается применять.
Целью курсовой работы состоит в оценке угроз экономической безопасности в реальном секторе региона.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 + 18 =