оценка роли теневой экономики в РФ

Цели и задачи

Целью исследования является оценка роли теневой экономики в РФ.

Введение и актуальность


Принципиальной спецификой теневой экономики в РФ считается ее скрещение с формальной экономикой. Понижению теневой активности в РФ возможно при увеличение адекватности муниципального регулирования в общем, его прозрачности и предсказуемости, неимении собственных правил ценообразования, устройств инвестирования, соблюдение договоров.

Глава 2. Оценка теневой экономики в РФ. Борьба с теневой экономикой
2.1. Масштабы теневой экономики в России
В январе 2018 г. опубликовано научное исследование позиций теневой экономики в 158 странах мира, проведенное Леандро Мединой и Фридрихом Шнайдером под эгидой МВФ, «Shadow Economies around the World: what did we learn over last 20 years?». Это актуальный анализ теневой экономики как многофакторной социально-экономической структуры, свойственной в разных масштабах и формах всем без исключения государствам в мире, но с существенными количественными различиями по величине и доле в национальном ВВП.
Изучение теневой экономики проведено на основе использования статистических материалов 158 стран за 1991 - 2015 годы. Итоговые показатели доли теневой экономики в ВВП по группе развитых стран доведены до 2017 г. Особенно выразителен обобщенный средний показатель её доли в мировом ВВП за почти четверть века, составивший 31,9%. Это означает, что примерно треть всей хозяйственной активности в мире находится вне официального учета со всеми негативными последствиями, прежде всего, для национальных хозяйств и уровня жизни населения.
Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге АССА (ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров), куда включены 28 стран. Ее объем составляет 33,6 трлн. руб., или 39% от ВВП страны. Показатель теневой экономики в России – один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46% от ВВП, или 1,1 трлн. грн.), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38%. По данным Росстата, доля теневой экономики в России в 2017 году составила 10-14%. В 2016 году этот показатель был равен 22%. В некоторых отраслях доля тени доходит почти до 50%, таких как сельскохозяйственный сектор с подсобными хозяйствами, сдача квартир в аренду.

Заключение и вывод


На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. В научной литературе теневая экономика не имеет единого общепринятого наименования. Она фигурирует в многочисленных публикациях под разными названиями, свидетельствующими о неоднозначности этого социально-экономического феномена и одновременно о его неофициальном статусе, противопоставлении легальным видам хозяйствования. Наибольшее распространение получили следующие её определения - серая, скрытая, черная, неформальная, наличная, нелегальная, подпольная, ненаблюдаемая, теневая экономика. Несмотря на разнообразие, все они с разных сторон отражают её самую важную, обобщающую особенность -  хозяйственную активность вне государственных законодательных норм.
2. Скрытая от налогов хозяйственная деятельность снижает централизованные финансовые ресурсы, которые потенциально могли быть направлены государством и бизнесом на цели экономического продвижения. Количественное расширение теневой экономики в большинстве стран отражает рост рыночных отношений в сочетании с неадекватной экономической политикой государства. Теневые производства и услуги возникают в ответ на имеющийся на них спрос, не удовлетворяемый по разным причинам в рамках официальной экономики. Теневая экономика логично включает теневой рынок труда, размеры которого прямо коррелируют с её показателями. Между теневой экономикой и величиной наличного денежного обращения есть прямая зависимость - чем выше её масштабы, тем больше наличности в тени, вне банковской системы.
3. Объем теневой экономики в РЫ составляет 33,6 трлн. руб., или 39% от ВВП страны. Показатель является один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Восстановление теневого сектора в РФ, по мнению экспертов, началось еще в 2016 году. В тень людей толкает снижение доходов, которое наблюдалось в последние годы. Эксперты отмечают, что на рынке труда недостаточно предложений официальных рабочих мест с "достойной оплатой труда", в итоге люди находят себе подработку, которую официально не оформляют. Сегодня серый сегмент рынка труда, активно растет. Причем, происходит это сразу в двух направлениях: увеличение количества самозанятых граждан и явный рост числа сотрудников с серыми зарплатами и дополнительными подработками. За последний год, по мнению социологов, доля людей, имеющий неофициальный дополнительный доход, выросла с 30,4% до 35,5%.
4. Кроме этого, четко прослеживается связь между уровнем бедности и теневой экономики. Как правило в тень уходят наиболее бедные слои населения. Скрытые доходы в РФ отсутствуют разве что только у пенсионеров. В условиях кризиса, для части населения России неофициальные занятость и подработки оказались единственным способом повысить свои доходы. Поэтому мнение о том, что неофициальный рынок труда сглаживает в России неравенство и снижает социальную напряженность, имеет право на жизнь. Очевидно, что в такой парадигме борьба с неформальной занятостью может ударить по уровню жизни беднейшего населения.
5. Бороться с теневой занятостью методами одного лишь кнута бесполезно. Наиболее очевидным выходом из ситуации является снижение налоговой нагрузки на субъекты МСБ и на ИП. С учетом ситуации, в которой до четверти населения получает доход, скрытый от государства, полумеры в виде перераспределения нагрузки не сработают. Для того чтобы вывести этот огромный сектор из тени вполне допустимо реформирование налоговой системы по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, например применение пониженных ставок НДС и НДФЛ, режима налоговых каникул, а так же снижение нагрузки на бизнес, связанного с отчислениями в социальные фонды. Если государство пойдет на меры ужесточения ответственности за налоговые нарушения в отношении самозанятого населения, то это приведет к дальнейшему уходу их в тень. Более того, бороться с неформальной занятостью бесполезно при условии, что неформально занята уже почти четверть населения страны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ