оценка основных проблем связанных с переходом Банка России к таргетированию инфляции и эффективности использования этого режима монетарной политики в современных условиях | Пример курсовой работы

оценка основных проблем связанных с переходом Банка России к таргетированию инфляции и эффективности использования этого режима монетарной политики в современных условиях

Целью исследования, проведенного в рамках подготовки работы, является оценка основных проблем связанных с переходом Банка России к таргетированию инфляции и эффективности использования этого режима монетарной политики в современных условиях.

Для проведения активных операций банкам необходима ликвидность. Обобщающим показателем, характеризующим потребность банков в ликвидности, является совокупный объем остатков на корреспондентских счетах банков в центральном банке, который определяется преимущественно собственными и клиентскими платежами банков, необходимостью выполнения резервных требований центрального банка, требуемыми объемами наличных денег в обращении, движением потоков бюджетных средств и другими факторами. Эти средства принято называть еще избыточными резервами банков.
Центральный банк является единственным институтом в экономике, имеющим право искусственно увеличивать остатки на корреспондентских счетах банков в центральном банке в ходе операций по созданию денежной базы. Так при покупке центральным банком у банков валюты, ценных бумаг и других активов – как с переходом права собственности на актив, так и на условиях СВОП или РЕПО, увеличиваются чистые внутренние или чистые иностранные активы (в зависимости от валюты сделки) и, одновременно, на ту же сумму – остатки на корсчетах банков, а значит и денежная база. Аналогичные изменения происходят и при кредитовании банков.
Манипулируя предложением денежной базы, воздействуя на избыточные резервы банков с помощью других инструментов, в частности – изменения процентных ставок по которым банки покупают ресурсы у центрального банка, обязательных резервных требований, центральный банк воздействует на способность банков к проведению активных операций, среди которых особую роль играет кредитование.
Абстрагируясь в данном случае от анализа основных подходов к оценке трансмиссионного механизма и его каналов – этот вопрос является одним из наиболее сложных в сфере монетарного регулирования, в приближенном и схематическом виде его можно представить так, как показано на рис.1 (ниже).
Решения центрального банка через избыточные резервы кредитных организаций оказывают влияние на всю систему ставок в экономике, цены на финансовые активы, обменный курс, а также экономические ожидания предприятий и населения. Это в свою очередь через принятие экономическими агентами решений по производству, инвестициям, потреблению и сбережениям влияет на важнейшие макроэкономические переменные, включая инфляцию.
В данном случае нужно отметить, что с операционной точки зрения основным инструментом воздействия на экономику для большинства центральных банков, включая Банк России, выступает процентная ставка (базовая, ключевая, ставка рефинансирования и т.п.). Это, как правило, ставка, по которой проводятся операции, в ходе которых банковскому сектору предоставляется наибольший объем ликвидности. Например, для Российской Федерации в настоящее время – это ставка, определяемая в ходе аукционов открытого рынка по размещению ликвидности на условиях РЕПО.

Таргетирование инфляции представляет собой режим монетарного регулирования экономики, в рамках которого политика центрального банка, направленная в долгосрочном периоде на удержание инфляции в определенных рамках, проводится на основе прогноза инфляции на среднесрочный период, который выступает промежуточным целевым ориентиром политики.
Расширенное использование этого режима в практике монетарного регулирования стало возможным благодаря снижению инфляции в мировой экономике до умеренных величин, в связи с чем отпала необходимость в прямом контроле за динамикой курса и денежной массы, являющихся существенными факторами инфляции.
В Российской Федерации Банк России перешел к использованию инфляционного таргетирования, начиная с 2015 г., отказавшись при этом от контроля за динамикой обменного курса российского рубля, применявшегося в качестве промежуточного целевого ориентира монетарной политики на протяжении многих лет. На наш взгляд отказ от фиксированного курса и переход на таргетирование инфляции являлся вынужденной мерой, несмотря на длительный период подготовки к данному шагу.
Основной предпосылкой для этого послужило долгосрочное ухудшение конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, за счет экспорта которых во многом обеспечивалось стабильное экономическое развитие России в 2000-х гг. Негативное воздействие этого шока совпало по времени с циклическим спадом в российской экономике и введением санкций, ограничивших доступ российских предприятий и банков к иностранному финансированию.
В этих условиях отказ Банка России от контроля за курсо-образованием в условиях давления на внутренний валютный рынок привел к более чем двукратной девальвации рубля, что, в свою очередь стимулировало ускорение инфляционных процессов в российской экономике.
В настоящее время Банк России сконцентрировался на борьбе с монетарными факторами инфляции путем поддержания высоких процентных ставок и ограничения денежного предложения. Такая политика пока не привела к существенному снижению темпов роста цен, однако породила негативные последствия для реального сектора экономики, проявившиеся в частности в снижении спроса на кредит, который в условиях санкций и ограниченности финансовых возможностей государства является практически единственным источником внешнего финансирования для реального сектора.
Целью исследования, проведенного в рамках подготовки работы, является оценка основных проблем связанных с переходом Банка России к таргетированию инфляции и эффективности использования этого режима монетарной политики в современных условиях.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!