оценка и анализ конкурентоспособности фирмы, способы и методы. | Пример курсовой работы

оценка и анализ конкурентоспособности фирмы, способы и методы.

Цель данной курсовой работы – оценка конкурентоспособности сети стоматологических клиник «Стома».

Конкурентоспособность выступает одной из важнейших характеристик, которая позволяет оценить уровень развития конкретной экономики. Она имеет особое значение и для перспектив развития как государственной экономики в целом, так и экономики отдельных регионов и предприятий. К окончательному переходу к рыночной экономике в России осуществляется «борьба» как на внешних, так и на внутренних рынках: между иностранными предприятиями и отечественными производителями, а также между отдельными предприятиями и организациями. Как для экономики государства, так и для экономики отдельного предприятия, конкурентоспособность является основой дальнейшего развития, поскольку она выступает важным оценочным показателем не только состояния, имеющегося на данный момент, но и показателем перспектив.
В литературе имеется широкий круг толкования понятия конкурентоспособность через различные показатели.
Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и эффективности производственной, маркетинговой и финансовой деятельности [3].
В связи с этим возникает необходимость определения субъектов и объектов конкурентоспособности. Субъектами могут выступать конкретные люди, предприятия, отрасли, регионы и страны, которые способны влиять на уровень своих конкурентоспособных преимуществ и приводить его в желаемое состояние. Объектом конкурентоспособности выступает товарная продукция предприятия, которая не обладает свойством самостоятельного изменения и развития.
Уровень конкурентоспособности продукта определяется тем, какие качества привнесены в него производством. Данные процессы проходят под воздействием субъекта, в результате которого продукция приобретает качество, привлекательность, ценность. Следует отметить, что между субъектом и объектом в условиях конкурентоспособности существует особая взаимосвязь. Так, конкурентоспособность продукта определяется воздействием субъекта на него, его способностями, качествами, умениями и квалификацией. Если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то можно сделать вывод о том, что продукт является средством «обратной связи». С его помощью субъект может оценить необходимость производимой продукции для потребителя, степень его отставания от конкурирующих товаров; понять, что нужно изменить и сделать, чтобы его товар смог конкурировать с другими товарами на рынке и в итоге мог приносить прибыль. Говоря об экономической сущности конкурентоспособности, следует отметить факторы, определяющие её. Технико-экономические факторы зависят от производительности, наукоемкости производства, фондоотдачи, фондовооруженности предприятия. Коммерческие факторы определяют условия продажи продукции предприятия на конкретном рынке и включают в себя конъюнктуру рынка, затраты на рекламу, а также сервисные услуги, предоставляемые покупателям. Нормативно-правовые факторы определяют соответствие товара требованиям стандартов и законодательству. Таким образом, от конкурентоспособности предприятия зависит возможность получения высокой прибыли в имеющихся условиях.
В связи с этим перед предприятиями стоит задача по достижению такого уровня конкурентоспособности, который бы позволил достаточно длительное время получать такую прибыль. Оценка конкурентоспособности в условиях сложившейся экономической ситуации и курса на импортозамещение является особо актуальной. При оценке имеющихся свойств, делается заключение о возможности соперничать предприятию с конкурентами, а также определяется его положение на рынке, что является важнейшим итогом оценки конкурентоспособности. Исходя из того, что конкурентоспособность и её оценка являются комплексными категориями, круг характеристик, которые подлежат исследованию, определяется целями анализа, возможностью применения на практике полученной информации, а также методологией проводимого исследования. В данном ключе следует заметить, что каждое предприятие обладает большим количеством свойств, которые могут быть подвержены исследованию, однако, как было замечено ранее, их круг определяется, в основном, целями исследования. В ходе исторического развития менялись и критерии оценки конкурентоспособности предприятий.
В начале XX вв. предприятиям удавалось поддерживать высокий уровень конкурентоспособности за счет производства с наименьшими затратами, поскольку разнообразие в товарном ассортименте отсутствовало, таким образом, основным критерием оценки эффективности производства было соотношение доходов и расходов. Научно-технический прогресс, внедрение новых технологий, расширение ассортимента товаров, а также рост потребностей населения стали предпосылкой для роста конкуренции среди предприятий. Способы производства, направленные на снижение расходов, сокращение персонала, увеличение производительности не давали прежних результатов.
Таким образом, к 50-м годам XX вв. добавляется новый критерий – организационная и управленческая эффективность, которая поставила необходимость стратегического управления и планирования деятельности предприятия, что является актуальным и в настоящее время. В связи с зарождением данного критерия возник новый подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, который основывался на стратегиях конкуренции. Данный подход на основе анализа конкурентных преимуществ дает лишь качественную оценку, но не дает количественного выражения результатов. Наряду с данным подходом в ходе развития истории для оценки конкурентоспособности предприятия была введена система качества, которая впоследствии стала формальным способом оценки, требующим лишь сертификата соответствия. Получение прибыли также нельзя считать критерием конкурентоспособности предприятия, поскольку для российских предприятий типовыми являются ситуации, когда при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным, т.е. не может погасить свои текущие обязательства, и, наоборот, имея убытки, предприятие аккуратно рассчитывается с поставщиками, сотрудниками, государством и кредиторами [5].
В настоящее время существует мнение, что конкурентоспособность предприятия должна оцениваться на основе роста благосостояния собственников, иначе – стоимости предприятия. В таком случае высокая конкурентоспособность может быть определена как положительная разность между вложенным капиталом и стоимостью этой доли при возможной продаже организации. Однако для более глубокого изучения факторов, влияющих на конкурентоспособность, для оценки их эффективности и вклада в достижение общей цели организации необходимо проведение более детального анализа. Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности организации можно разделить на две группы аналитические и графические методы. Классификация методов оценки конкурентоспособности организации представлена на рисунке 1 [6].
На основании рассмотрения теоретических вопросов в первой главе курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Конкурентоспособность может оценить только в рамках групп предприятий, которые выпускают аналогичные товары или относятся к одной отрасли. Выявить конкурентоспособность возможно лишь путем сравнения этих групп между собой в масштабах мирового рынка, либо одного государства.
Конкурентоспособность фирмы – это ее преимущества по отношению к другим предприятиям аналогичной отрасли на территории страны и за границей. Конкурентоспособность фирмы является понятием относительным. Оценка конкурентоспособности и выявление конкурентных преимуществ заключается в выборе основы для сравнения.
Управление конкурентоспособностью предполагает ряд мер по совершенствованию товаров, поиску новых каналов сбыта и групп потребителей.
Понятие конкурентоспособности распространяется на все виды и направления деятельности фирмы.
Каждый хозяйствующий субъект должен самостоятельно разработать индивидуальную стратегию повышения своей конкурентоспособности, учитывая свои особенности и деятельность. Для полноценной оценки конкурентоспособности целесообразно использовать несколько методов оценки.
На основании проведенного анализа и оценки конкурентоспособности фирмы «Стома» по сравнению с другими сетями частных клиник, выявлено ее превосходство по всем параметрам, кроме цены. Компании рекомендовано использовать стратегию гибких цен. Цены будут гибкими в зависимости от спроса и поведения конкурентов. Услуги на рынке в целом относятся к массовому маркетингу, рынок перспективен, для повышения конкурентоспособности необходимо сочетание методов ценовой и неценовой конкуренции. По итоговому анализу конкурентоспособности рекомендовано придерживаться комбинированной стратегии: массового и индивидуального маркетинга, необходимы как услуги, доступные всем потребителям, так и услуги, оказываемые на индивидуальной основе для требовательных клиентов.
Таким образом, цели, поставленные в работе, решены, а задачи – достигнуты. В целом для компании рекомендуется применение стратегии совершенствования деятельности. При выборе данной стратегии рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.
Цель данной курсовой работы – оценка конкурентоспособности сети стоматологических клиник «Стома».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 − один =