обзор теоретических подходов к определению понятия «рынок труда», определение противоречий и единства определений рынка труда и рынка рабочей силы и придание ему авторского определения | Пример курсовой работы

обзор теоретических подходов к определению понятия «рынок труда», определение противоречий и единства определений рынка труда и рынка рабочей силы и придание ему авторского определения

Целью данного исследования является обзор теоретических подходов к определению понятия «рынок труда», определение противоречий и единства определений рынка труда и рынка рабочей силы и придание ему авторского определения.

Подводя итог проведенному анализу существующих трактовок понятия «рынок труда», учитывая многообразие существующих форм труда и специфичность рабочей силы, которая выступает как одна из сторон и участвует в обмене на рынке труда, предлагается в рамках научного исследования рынок труда рассматривать как систему трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый баланс интересов между субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками, комплексное поведение которых рассматривается через функции – распределительную, регулятивную, информационную, посредническую, стимулирующую, оздоровительную, главной из которых выделена распределительная функция, которая отражает все социально-экономические явления.
Таким образом, учитывая научные подходы к восприятию такого явления, для дальнейшего научного исследования важным является определение рынка труда. Изложены различные подходы к определению сущности «рынок труда». По результатам теоретического анализа констатировано, что однозначного подхода к определению этого понятия не существует. Каждый ученый определяет «рынок труда» в соответствии с направлением своих исследований.
В результате проведенного анализа предложен авторский вариант трактовки рынка труда как комплексной системы, которое является более всеобъемлющим: рынок труда – это комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих составляющих: социально-экономические отношения, которые подразумевают под собой взаимодействие работников, работодателей и государства по поводу условий найма, использования рабочей силы с целью обеспечения интересов каждой из сторон, включающие экономическое пространство – сферу трудоустройства, где взаимодействуют покупатели и продавцы труда, а также механизм действия элементов рыночных отношений – устройство функционирования субъектов рынка труда по согласованию цены и условий труда между работодателями и наемными работниками, регулированию спроса на труд и предложения труда, организации оплаты труда с целью реализации способности к труду, обеспечения социальных гарантий, согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, правового регулирования условий найма и т. п.
Одни ученые рассматривают рынок труда как систему, другие – как сферу, пространство, социально-экономические отношения, механизм. Меньше всего изучен рынок труда как комплексная система. Данное обстоятельство актуализирует рассмотрение этого аспекта в последующих исследованиях.
За последние несколько лет тема безработицы в России становится актуальней и насущней. Происходящие экономические, политические и социальные события как внутри страны, так и за ее пределами, оказывают большое влияние на общую ситуацию в стране. Низкий уровень жизни большинства населения, западные санкции, сохраняющаяся инфляция, спад экономики – не решают эту проблему, а наоборот, все больше усугубляют.
Как видно, рынок труда функционирует в достаточно трудных экономических условиях, которые становятся источниками следующих актуальных для России проблем: рост уровня безработицы, снижение занятости населения, утечка квалифицированной рабочей силы за пределы государства, ухудшение условий труда, приток из-за рубежа мигрантов с низкой квалификацией. Для успешного преодоления кризисных явлений необходимо стабилизировать экономическое положение путем перехода от сырьевой модели развития к инновационной, модернизировать процессы в сельском хозяйстве и в промышленности, тем самым повысив темпы экономического роста. Увеличение числа безработного населения и спад уровня экономически активного населения связан с изменением геополитической ситуации в мире. Все это отрицательно отразилось на рынке труда и рабочей силе. Следствием чего явились задержание или снижение уровня заработных плат, многочисленные увольнения, рост инфляции и, как результат, обесценивание финансов и социальных выплат населения.
Также, на основании вышеизложенного, полагаем, что среди важнейших инструментов, которые необходимо использовать для регулирования российского рынка труда и занятости населения, необходимо выделить следующие:
1. Создание дифференцированной национальной политики занятости, ориентированной не только на обеспечение социальной поддержки граждан, утративших работу (а также длительно безработных), но и на всемерное стимулирование предпринимательского сообщества к созданию экономически целесообразных новых рабочих мест, координацию его взаимодействия с наукой и образовательным сектором в целях повышения качества национального трудового потенциала.
В целом особая роль предпринимательства заключается в том, что оно является, по существу, низкозатратной стратегией экономического роста, создания новых рабочих мест на рынке труда и технического прогресса. Предприниматели берут на себя риск организации новых предприятий, выпуска новых товаров, внедрения изобретений и пр. Развитие предпринимательства – это дополнительная мобилизация экономических ресурсов. В краткосрочном аспекте – финансовых и материальных (сбережения, капиталы, неиспользуемые мощности, незавершенное производство и т. д.), в долгосрочном – активного трудового и творческого потенциала людей, а также знаний, опыта, инициативы, новаторства.
2. Формирование такой политики пенсионного регулирования, которая, с одной стороны, будет направлена на должное обеспечение пенсионных прав граждан, сохранение их физического и трудового долголетия, а с другой стороны, призвана обеспечить наилучшее использование в национальной экономике трудового потенциала граждан пенсионного и постпенсионного возраста.
3. Селективное привлечение в Россию в среднесрочной и долгосрочной перспективе трудовых мигрантов.
В целях повышения эффективности данного направления считаем целесообразным введение в научный оборот понятия «социальных миграционных стандартов» и определение, в этой связи, базовых императивов по совершенствованию миграционной политики как фактора развития рынка труда.
Социальные миграционные стандарты, с одной стороны, призваны гарантировать права трудовых мигрантов, а с другой стороны, должны представлять нормативный инструментарий обеспечения селективной политики привлечения в национальную экономику рабочей силы должного/требуемого качества (качество привлекаемой рабочей силы складывается из следующих ключевых параметров: специальность, квалификация, компетентность; физическое/психическое здоровье и возраст; место осуществления потенциальной трудовой деятельности и ориентировочная продолжительность осуществления трудовой деятельности в стране).
4. Использование гибких форм работы и режимов рабочего времени, позволяющих расширить возможности для занятости.
5. Переподготовка и повышение квалификации работников на основе перепрофилирования базовых учебных центров, техникумов, вузов.
6. Смягчение последствий неизбежных увольнений, включая вопросы перераспределения рабочей силы.
Целью данного исследования является обзор теоретических подходов к определению понятия «рынок труда», определение противоречий и единства определений рынка труда и рынка рабочей силы и придание ему авторского определения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!