обучение учащихся основам художественного ремесла | Пример курсовой работы

обучение учащихся основам художественного ремесла

Цель курсовой работы. Обучение учащихся основам художественного ремесла.

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.
Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.
Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.
Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.
Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.
Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.
В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.
Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.
Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».
Основным видом искусства являлось древнерусское шитье — вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.
Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри. Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице–Сергиевом монастыре в 16–17 вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.
Великая Отечественная война, нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.
В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются по сегодняшний день.
В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России». [1, с. 16–20] .

Показано, что творческая деятельность школьников, осуществляемая ими в процессе изготовления изделий художественного ремесла воздействует на раскрытие и реализацию личностного потенциала, активизирует поисковые творческие процессы, создает условия для формирования социально значимых качеств личности – самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия, умения решать проблемы и др.
Обосновано, что осуществление трудовой подготовки школьников на основе изучения и освоения практики художественного ремесла, вобравших в себя исторический, этнографический, социальный, трудовой и художественный опыт поколений, создает необходимые условия для воспитания этнокультуры и национального самосознания учащихся, развития их творческой деятельности в русле сохранения народных традиций и отражения национальных и региональных особенностей жизненной среды.
Выявлено, что важным педагогическим условием развития творческой деятельности школьников является реализация их обучения по специальной программе, разработанной на основе практики изготовления изделий художественного ремесла и предусматривающей как обязательный организующий элемент дифференцированный, в зависимости от возрастного уровня учащихся и способностей, подход к выбору объектов и средств труда, природного материала и технологии его обработки. Включение в программу теоретического материала из области народной культуры и декоративно-прикладного искусства, подкрепленного экскурсионными и демонстрационными мероприятиями, позволяет расширить культурный и политехнический кругозор учащихся, создавая основу для качественного развития личности.
Подтверждено, что применение комплекса форм и средств обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся (экскурсии, просмотры видеофильмов, посещение выставок, музеев, художественных салонов, деловые игры, ярмарки, освоение компьютерных технологий), обеспечивает эффективность принятой методики в формировании творческой личности.
Раскрыто содержание внеклассной деятельности учащихся как продолжение формирования творческой личности.
Организованная на принципах добровольности, с учетом интересов школьников и решения поставленных педагогических задач, внеклассная деятельность способствует совершенствованию знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, и может рассматриваться как область дополнительного образования.
Цель курсовой работы. Обучение учащихся основам художественного ремесла.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!