Обучение как сотворчество учителя и ученика | Пример курсовой работы

Обучение как сотворчество учителя и ученика

Цель курсовой работы заключается в изучении взаимоотношений учителя и ученика и в выявлении положительной взаимосвязи между сотворчеством учителя и отдачей ученика.

Полнота, эффективность любых формирующих процессов, в том числе и процесса обучения, во многом зависит от средств и методов педагогического воздействия, но больше всего, от подхода в использовании этих средств и методов. Оптимальным подходом в решении любых педагогических процессов является дискуссионно – поисковая деятельность педагога и учащегося, наличие обратной связи между ними, носящей исследовательско – творческий характер. “Если ученик в школе, – говорил Л.Н. Толстой, – не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”. Об этом писал также в своих трудах педагог – новатор Ш. Амонашвили. В современной педагогике такая деятельность называется педагогикой сотворчества. Один из принципов педагогики сотворчества – принцип активности и сознательности. Ученик может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Как показывает практика, все учащиеся могут делать оценку собственной деятельности, как делают, для чего они это делают и что необходимо, чтобы сделать лучше. Учителю же нужно научить ученика это делать, иногда просто направив его, подтолкнув к правильным действиям, сформировав у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях.
В заключении следует отметить, что теоретики педагогики сотворчества отмечают взаимообогащающее развитие педагога и ученика в случае, если они увлечены общей идеей. Надо отметить, что некоторые обучающиеся испытывают определённые трудности при выполнении подобных заданий: боязнь совершить ошибку, неумение выстраивать монологические высказывания, недостаточный вокабуляр, незнание или недостаточное владение грамматическими структурами и т.п. Задача педагога – «снять» трудности, «пробудить» интерес к обучению в детях как можно раньше т.к. интерес – является движущей силой познания. Для этого необходимо создать такую атмосферу на уроке, в которой у ребёнка появилось желание узнать что-то новое, неведомое ему ранее и процесс познания перерос в процесс творчества, а лучше сотворчества. В конечном итоге у обучающихся должна быть сформирована способность практически пользоваться иноязычным письмом, как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем в любой дисциплине.
Во второй главе были рассмотрены и проанализированы особенности проявления сотворчества, как в процессе преподавания, так и совместной деятельности учеников и учителя в группе.
Анализ процесса проявления сотворчества в преподавании показал, что к учителю стали предъявляться повышенные требования не только по обеспечению соответствующего уровня знаний, умений и навыков у детей, но и по организации всей образовательной среды в соответствии с изменившимися социокультурными условиями жизни. В частности, здесь можно выделить: осознание учителем значения форм учебного сотворчества для развития учащихся как субъектов учебной деятельности; готовности к организации сотворчества в практике общения детей; владение способами и методами организации учебного взаимодействия; умение создавать и совершенствовать собственную стратегию решения педагогических задач, связанных с развитием субъектных и коммуникативных качеств у младших школьников; умение учителя принимать на себя роль инициатора и организатора в учебном процессе. Становится очевидным, что проектирование и организация такого типа совместной деятельности как учебное сотворчество требуют специальной подготовки учителя.
В ходе проведенного анализа групповой работы учителя и учеников было выявлено, что отмечается положительная динамика развития учебного сотворчества у второклассников. Этому способствовало распределение ролей внутри группы, применение игры «Ручеек», методов «Мозгового штурма», ролевой игры, «Мэнедж Мэт», «Клок Баддис», «Джот Тост», «Конерс», учет интересов и склонностей младших школьников, осуществление поэтапного внедрения учебного сотворчества. Учащиеся стали лучше договариваться, используют в процессе общения уговоры, убеждения и аргументы, они научились одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания. Учащиеся перестали испытывать сложности при общении, у младших школьников наблюдается сплоченность, эмоциональная окрашенность общения и их совместного взаимоотношения. У многих младших школьников стали налаживаться устойчивые навыки сотворчества и дружеские взаимоотношения со сверстниками, уменьшилось число конфликтов среди обучающихся.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что после реализации формирующего этапа опытно-поисковой работы, учащиеся показали более высокие результаты по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе диагностики.
Цель курсовой работы заключается в изучении взаимоотношений учителя и ученика и в выявлении положительной взаимосвязи между сотворчеством учителя и отдачей ученика.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!