общая характеристика преступлений, посягающих на легитимность государственной власти
Цели и задачи
Цель работы - выявить особенности преступлений, посягающих на легитимность государственной власти.
Введение и актуальность
Одним из основных принципов демократической сущности РФ является признание единственным источником власти многонационального народа, осуществляющего свою власть в двух формах - непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. З Конституции РФ). Конституция признает противоправными действия по присвоению власти, захвату власти или присвоению властных полномочий (ч. 4 ст. З).
Объективная сторона выражается в последовательном совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, включающих:
насильственный захват власти;
насильственное удержание власти;
насильственное изменение конституционного строя.
Указанные действия носят насильственный характер и совершаются лицами, которым государственная власть не принадлежала на законном основании.
Насильственный захват власти может выражаться:
в преодолении сопротивления, оказываемого законной властью, с применением силы, в т. ч. и вооруженной;
в устранении субъектов государственной власти, физическом их уничтожении.
Такие действия могут осуществляться в пределах отдельных регионов, субъектов РФ либо приобретать общегосударственный масштаб.
Насильственное удержание власти означает воспрепятствование силовыми методами деятельности органов государственной власти после противоправного захвата власти либо прекращения властных полномочий на законных основаниях (истечения срока полномочий, переизбрания). Такие действия могут выражаться в физическом или психическом воздействии на субъектов государственной власти, недопущения выполнения ими своих обязанностей.
Насильственное изменение конституционного строя выражается в формировании новой системы государственной власти, создании новых властных структур, нарушении принципов конституционного строя, закрепленных в Конституции РФ.
Данный состав является формальным. Преступление считается оконченным, если совершено хотя бы одно из действий, указанных в диспозиции ст. 278 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное ее удержание в нарушении Конституции, а равнонаправленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.
Субъектом преступления является лицо с 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти может быть бывший носитель государственной власти, обязанный по Конституции передать ее другому лицу.
Вооруженный мятеж - есть открытое вооруженное выступление против существующей государственной власти. Непосредственным объектом преступления являются основы конституционного строя, территориальная целостность РФ.
Объективная сторона предполагает активные действия двух видов:
организацию вооруженного мятежа;
активное в нем участие.
Организация вооруженного мятежа включает создание вооруженных групп, имеющих целью свержение или насильственное изменение конституционного строя, любые формы организационной деятельности по подготовке, разработке планов и руководству мятежом. Организатор лично может не совершать вооруженных действий. Его роль важна в создании условий для свержения или насильственного изменения конституционного строя.
Активное участие в вооруженном мятеже - это оказание властям вооруженного сопротивления, участие в применении силы по отношению к представителям власти, захват важных коммуникаций, активное вооруженное сопротивление законной власти.
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции статьи.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что организует вооруженный мятеж либо принимает в нем активное участие, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель - насильственное изменение конституционного строя РФ, либо нарушение территориальной целостности страны.
Субъектом преступления является лицо с 16 лет, являющееся организатором либо активным участником вооруженного мятежа. Рядовые участники вооруженного мятежа, если в их действия нет иного состава преступления, к уголовной ответственности не привлекаются.
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ)
Объектом посягательства данного преступления являются конституционный строй РФ, нормальное функционирование органов власти и законно избранных представителей.
Объективная сторона выражается в подстрекательских действиях к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя. Призывы могут выражаться в письменной или устной форме, но всегда должны быть публичными. Публичность означает открытый характер призывов, обращенных к неопределенному кругу лиц для того, чтобы идея насильственного изменения конституционного строя получила массовое распространение.
Состав формальный: преступление окончено с момента совершения хотя бы одного их указанных действий, независимо от достижения цели.
Квалифицирующим признаком данного состава является совершение указанных в диспозиции статьи действий с использованием средств массовой информации, то есть опубликованием их в печати, с использованием радио и телевидения. Такой способ распространения практически позволяет довести призывы к насильственному изменению конституционного строя до сведения неограниченно широких кругов населения, что несомненно повышает опасность преступления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер своих действий, связанных с публичными призывами к насильственному изменению конституционного строя, и желает этого.
Субъект преступления - любое лицо с 16 лет.
Заключение и вывод
Основной формой легитимации государственной власти в условиях правовой демократии являются выборы. Но даже при их честном проведении всегда находятся оппозиционные группы, критически воспринимающие политику правительства, поэтому одна из главных задач власти – ее легитимация, то есть получение признания и поддержки народа.
В современной России, где уровень идеологической легитимности традиционно достаточно высок, взаимодействие государства и гражданского общества представляет собой необходимое условие для осуществления основных конституционных принципов правовой демократии – народовластия и верховенства права. Организация социального партнерства между субъектами политических и социально-экономических отношений, на наш взгляд, наиболее эффективный способ формирования демократии участия – системы привлечения населения к общественному и государственному управлению, крайне необходимой для легитимации государственной власти.
Завершая, отметим, что конституционная легитимность власти определяется и принципом стабильности конституции: не должна каждая элита под себя менять конституцию. В ситуациях, когда "конституционные революции" радикально отвергают предшествующую модель или же всю историческую традицию целиком, отсутствие политико-правовой преемственности и легитимности провозглашаемых принципов, а также фундаментальных отношений собственности и власти существенно "тормозит" любую конституционную модернизацию. Более того, именно "кризис легитимности" выступает как основная причина масштабных и революционных государственных изменений.
В такой непростой обстановке наша государственная власть и прежде всего Президент Российской Федерации и ее представительные органы просто обязаны активно использовать возможности конституционно-правового регулирования для поднятия в российском обществе уровня своей легитимности. Выверенное и целенаправленное конституционное нормативно-правовое воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, безусловно, смогут дать необходимый результат.
В современной России, где уровень идеологической легитимности традиционно достаточно высок, взаимодействие государства и гражданского общества представляет собой необходимое условие для осуществления основных конституционных принципов правовой демократии – народовластия и верховенства права. Организация социального партнерства между субъектами политических и социально-экономических отношений, на наш взгляд, наиболее эффективный способ формирования демократии участия – системы привлечения населения к общественному и государственному управлению, крайне необходимой для легитимации государственной власти.
Завершая, отметим, что конституционная легитимность власти определяется и принципом стабильности конституции: не должна каждая элита под себя менять конституцию. В ситуациях, когда "конституционные революции" радикально отвергают предшествующую модель или же всю историческую традицию целиком, отсутствие политико-правовой преемственности и легитимности провозглашаемых принципов, а также фундаментальных отношений собственности и власти существенно "тормозит" любую конституционную модернизацию. Более того, именно "кризис легитимности" выступает как основная причина масштабных и революционных государственных изменений.
В такой непростой обстановке наша государственная власть и прежде всего Президент Российской Федерации и ее представительные органы просто обязаны активно использовать возможности конституционно-правового регулирования для поднятия в российском обществе уровня своей легитимности. Выверенное и целенаправленное конституционное нормативно-правовое воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, безусловно, смогут дать необходимый результат.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт