Образование как фактор достижения социального статуса

Цели и задачи

Цель исследования: изучение образования как фактора достижения социального статуса, неотъемлемого и необходимого критерия развития общества.

Введение и актуальность


Социальная циркуляция является возможной при взаимодействии различных институтов. В их списке находятся каналы, которые представляют особый интерес. Это армия и церковь, школа, а также экономические, профессиональные и политические организации. Данные социальные лифты присущи для любого общества. [20, c.12]
Армия. Особый смысл данного института представляется в военное время. Это этапы, когда происходят гражданские и межгосударственные войны. От успеха в войне зависит судьба всего общества. И не важно, какой социальный статус у солдат. Их мужество и стратегический талант ценятся именно в такие этапы. Продвижение в командный состав низших чинов в период войны осуществляется, при наличии полководческого таланта. Власть, данная подобным людям, и далее применяется в целях будущего продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, она может грабить, унижать своих врагов, а также получать титулы, купаться в роскоши и быть в центре церемоний. Армия в таком случае представляет собой социальный лифт. Это позволяет обычным людям становиться генералами, получать статус принцев, диктаторов и властелинов мира. И в это же время многие, являющиеся по статусу рождения аристократами, правителями, свои титулы и общественное положение теряют.
Такие примеры социальной мобильности многочисленны. Ими изобилует история. Так, лидерами становились вожди воинствующих племен. К тому же из девяноста двух римских императоров тридцать шесть достигли высокого статуса благодаря своей службе в армии. [2]
Примеры социальной мобильности есть и при современных войнах. Многие лидеры гражданских и международных войн стремительно поднимались по карьерной лестнице. Но огромное количество военных командиров, которые потерпели поражение, понижались в должности, исключались, становились рабами, резко падали по социальной лестнице, совершали нисходящее движение по армейскому социальному лифту.
Что касается мирных лет, то роль этого канала вертикальной мобильности значительно меньше. Хотя карьерный рост наличествует, и в данный период.
Церковь. Во все времена канал общественной мобильности был вторым по своей значимости. Хотя свою максимальную роль церковь играет лишь в те периоды, когда ее социальная роль достигает расцвета. И это подтверждается не однократно историей христианства. В те этапы когда наблюдался интенсивный рост значения церкви, она представляла собой самый легкий путь для смены социального статуса. По этому каналу мобильности поднимались и рабы, и крепостные. Причем восхождение реализовалось иногда до самых влиятельных позиций. [15, c.11]
Данный социальный лифт часто становился средством для нисходящего движения. Примером тому служат еретики, язычники, преступники и враги церкви. Все они были уничтожены, или отданы под суд. Известно, что в списке таких разжалованных людей были короли, князи, то есть представители аристократии.
Социальные лифты в нынешнем обществе также включают церковь. Хотя ее роль как средства мобильности постоянно сокращается. То движение, которое происходит внутри церковной лестницы, того значения уже не имеет.
Ценность социального лифта в обществе играет не только церковь. Ее причисляют и к функциям других религиозных организаций. В их список входят конфессии иудаизма и даосизма, секты и т. д. В этапы увеличения влияния они позволяли своим членам расти не только внутри института, но и в обществе. Это предоставляло возможность тем субъектам, которые имели простое происхождение, подниматься до высоких социальных уровней. Наглядным примером этому является жизнь Мухаммеда, а также первых его последователей.
Все организации - от политических партий до правительства - это из каналов мобильности индивида. Для продвижения по социальной лестнице в большом количестве стран стоит поступить на государственную службу. Со времен обязательно наблюдается автоматическое перемещение такого человека по карьерной лестнице. Кроме того, чиновники, чья работа ценится достаточно высоко, имеют шанс ускоренного подъема при помощи данного социального лифта. [4]
Этот факт подтверждается историей. Многие индивиды рожденные в семьях ремесленников, крестьянства, смогли подняться и занять значимые высокие общественные посты. Такую ситуацию можно наблюдать и сегодня. Карьерный рост большлго количества государственных деятелей начинался с чиновника низшего звена.
К профессиональным организациям причисляют литературные и научные, а также творческие институты. Вход в них свободен для людей у которых имеются определенные способности. При этом социальный статус не зачит ничего. Данный канал мобильности стал возможностью для подъема врачей и ученых, юристов, актеров и т. д. [23]
Специфическим видом профессиональных институтов и типом социального лифта представляется печать. Сейчас все увеличивается роль прессы. Печатное слово позволяет в некоторых случаях гарантировать великолепную карьеру для незаурядной личности.
Вне зависимости от форм обогащения, эти институты в обществе представляются социальными лифтами для подъема индивида по вертикали. Лидерам еще в первобытных племенах становились богатые люди. И такую картину наблюдают на протяжении истории мира. Аналогия между знатностью и богатством нарушается лишь в редчайшие периоды, например, во время революций. Хотя такое положение вещей в блажайшем времени заканчивается. Обедневшая знать обязательно присвоит ценности. Пути для этого могут быть разные, иногда даже до мошенничества и насилия. А люди, ставшие богатыми, купят или добьются привилегий в обязательном порядке. [19]
Примером тому было восхождение буржуазного класса. В период его появления значимого положения стали добиваться те, кто имел деньги. Знатные сословия поднимались из низших слоев общества также, как храбрецы в прошлом становились рыцарями.
Одним из распространенных каналов мобильности индивида был брак с представителем более высокого социального статуса. Последствия этого могут быть разными. Иногда брак приводит к подъему человека, а бывало что и к его деградации. В былые времена брак, заключенный с представителем низшего слоя общества, приводил к социальному падению того, кто занимал более значимое положение. Так, в Риме было узаконено то, что вышедшая замуж за раба свободная женщина сама становилась рабыней.
Кроме всех вышеперечисленных каналов существует множество других. Во все времена социальные лифты перевозили потоки людей вверх и вниз по вертикали общества. Но тот, кто даже и не пытался войти в один из этих подъемников, навсегда оставался в низших слоях.
Социальные лифты есть в любом обществе. Они имеют разную форму и масштабы, но нужны человечеству также, как кровеносные сосуды организму.

Заключение и вывод


Рассмотрев тему: «Образование, как фактор достижения социального статуса», можно сделать вывод что понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером. [3]
Система социальных лифтов во все времена включала в себя институты воспитания и образования. В тех странах, где школа доступна для всех слоев населения, она является отличным каналом мобильности для движения вверх. Если такое образование получает не каждый, то его можно сопоставить с лифтом, перемещающимся лишь по верхним этажам общественного здания.
Использование информационных технологий в образовательном процессе вуза обеспечивает доступ к различным видам информационных ресурсов, открывает новые направления и траектории в проектировании жизненного пути, самоопределении молодежи, организации профессионального развития, то есть является информационным базисом и одним из механизмов эффективного функционирования социального лифта.
Таким образом, предпринятая попытка определения основных механизмов функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве раскрывает сущность и содержание социальных лифтов, демонстрирует возможности проектирования траекторий и маршрутов жизненного пути, позволяет прослеживать эффективность развития профессионального и социального роста студентов, обеспечивает стабильность и уверенность сегодняшних студентов в завтрашнем дне. [23]
Высокий образовательный уровень рассматривается в развитых зарубежных странах как известная гарантия от безработицы. Увеличение занятости идет главным образом за счет лиц с относительно высоким образовательным цензом, именно для них в первую очередь предназначаются новые места.
Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ