Образ ребенка в прозе Я.П. Полонского 1855-1860 гг.

Цели и задачи

Цель исследования – выявление специфики изображения и развития образа ребенка в прозаическом творчестве Я.

Введение и актуальность


Словарь литературоведческих терминов дает следующее толкование термину «художественная деталь» - это «элемент художественного образа, который намеренно выделен автором и наполнен особым смыслом и определенной коннотацией, привносящий в текст художественного произведения определенную эмоциональную составляющую» [Словарь, 2013:396].
Детали играют довольно весомую роль в процессе построения определенной идейно-содержательной картины произведения. Художественная деталь всегда эффективна в плане анализа конкретного эпизода или особо значимого фрагмента текста литературного произведения.
В теории литературоведения под термином «художественная деталь» принято понимать выразительно-изобразительное средство – это может быть:
- особо значимый элемент того или иного явления,
- предмет или определенная вещь,
- своеобразный поступок,
- знаменательное событие или действие персонажа.
Художественная деталь является микрообразом в системе образов литературного произведения.
В связи с этим необходимо выделить следующие группы, по которым можно распределить детали художественного произведения:
1) внешние художественные детали (являются описательными, они дают читателю предметное представление о жизни и окружении главных действующих лиц произведения):
- детали портретные,
- детали природные,
- детали вещные;
2) психологические художественные детали (являются раскрывающими характер, посредством них читатель знакомится с внутренним миром действующего героя, это могут быть своеобразные мысли, желания, мечты, переживания, словом, все то, что можно отнести к душевному состоянию героя);
3) детали-знаки или детали-символы (знак или символ – это элемент, относящийся к ряду семиотических наук; когда самим повествованием указывается на конвенциональность отношений выражения и содержания, имеет место знаковость или символическое начало);
4) деталь-уточнение или деталь-подробность (деталь, имеющая место в процессе описания предмета, вещи или определенного явления со всевозможных сторон, может производиться постоянное уточнение или добавление подробностей, в то время как деталь-знак или символ по своей природе единична) [Лотман, 2000:240].
Литературоведческий анализ способствует подробному изучению текстов художественных произведений с разных сторон, подвергая рассмотрению самые важные аспекты исследования.
Выше предложенные аспекты культуры описывают ее как многогранную и сложную для восприятия семиотическую систему.

Заключение и вывод

В теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели вопросы, касающиеся непосредственной работы с текстом художественного произведения, в частности с аспектом литературоведческого анализа литературных текстов.
Для подробного изучения художественных текстов необходимо обращаться к литературоведческому анализу.
Под литературоведческим анализом подразумевается детальное обращение к тексту произведения, подробный анализ всех его уровней и интерпретация текста как одной из важнейших единиц литературы.
Мы выяснили, что определенные структурные элементы текста весьма взаимосвязаны и представляют собой цельную систему, так называемый целостный комплекс структурных элементов.
В практической главе курсовой работы нами были рассмотрены такие важные вопросы, как специфика изображения и раскрытия образа ребенка в контексте прозаического творчества Я.П. Полонского.
Рассмотрев произведения прозаического характера Я.П. Полонского можно с уверенностью сказать, что образ ребенка является доминантным и центральным.
Функциональные особенности образа ребенка совпадают с сюжетообразующими аспектами рассказов.
Образ ребенка в прозаическом творчестве Я.П. Полонского достаточно весомо, потому что писатель опирается на автобиографию, что позволяет соотносить образ главного действующего лица с образом самого автора произведений.
Образ ребенка является ключевым, выполняющий сюжетообразующую функцию. Мальчик приводит описательные рассказы из своей жизни, часто обращается к недавним событиям из своей жизни. При этом Я.П. Полонский активно использует прием ретроспективы – обращение к воспоминаниям и происшедшим в прошлом событиям.
Ребенок как центральный художественный образ передает особое настроение всему рассказу:
- во-первых, рассказ становится живым и интересным, так как все ситуации, связанные с детьми, это веселье, оригинальность и непосредственность;
- во-вторых, за счет того, что главным действующим лицом и ключевым образом произведения является ребенок (мальчик-подросток) интересна и речевая особенность рассказа.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ