Образ ребенка и концепция детства в творчестве Достоевского, Толстого, Чехова.

Нередко тема детства осмыслялась в рамках общественно-экономического строя и культурных особенностей. При этом если последнее чаще всего преподносилось в негативных красках, то период детства — в светлых. Авторы старались создать в сознании читателя своего рода контраст между двумя данными явлениями и преподнести ребенка как некий эталон и идеал истинного человека. Например, к подобным авторам можно отнести Ф.М. Достоевского, о чем подробнее будет сказано в последующих разделах данной работы [Тырина 2018: 233].
В ряде произведений детство освещается в контексте времени и пространства. Так, чаще всего данный период преподносится:
как безвозвратно ушедшее и предмет воспоминаний;
как устремленный в будущее возраст с собственными надеждами или ожиданиями и как «площадка», на которой закладываются черты личности
как скоротечная пора и единственный период, в котором человек живет настоящим, мгновением.
Каждый из приведенных взглядов зачастую осмыслялся не столько буквально, сколько метафорически. Например, восприятие детства в роли невозвратного прошлого обычно является метафорой «детства» всего человечества.
Во втором случае (детство как устремление в будущее) ребенок осмысляется как «вестник» или «портрет будущего».
В последнем же случае детство становится метафорой на «замершее» настоящее, которое стало вечным или вневременным.
В рамках пространства период детства осмысляется преимущественно в двух аспектах: как место ребенка и иерархии социума и как место ребенка в мироздании. В первом случае ребенок представляется как нечто «маленькое» и противопоставляется «большому» взрослому. Во втором случае ребенок занимает определенное место среди всех «существ», при этом не являясь «полноценным человеком и находясь либо ближе к “низшим” неосознанным существам, либо ближе к небесным “ангелам”. Последнее встречается значительно чаще.
В общих чертах пора детства представляется писателям того времени как период чистоты и невинности. Ребенок становится олицетворением духовного аспекта человечества. Он более нравственен, нежели взрослый, не умеет лгать и не становится заложником социальных стереотипов, таких как богатство, происхождение, положение в обществе и т. д.
Зачастую автором ребенок ставится в пример как эталон добра и истины, становясь своего рода воспитателем более взрослого поколения.
При этом нередко тема детства тесно связывается с темой русского народа. Демонстрируется трудная жизнь детей, их слабая приспособленность к «жестокому миру взрослых», а также сильное желание лучшей жизни.
Авторы стараются заострить внимание аудитории на бедственном положении ребенка, который словно духовно и физически погибает в цепях материалистичного буржуазно-капиталистического мира.
При этом сам ребенок представляется «идиллическим человеком», которому свойственная общая внутренняя гармония с собой и миром.
Таким образом, интерес к миру ребенка и периоду детства в целом начал возникать примерно к середине XIX века — с развитием таких областей как педагогика и психология. Во многом этому способствовала перестройка общества, причиной которой стали промышленный переворот и общее улучшение жизненных условий населения.
Кроме того, на территории России наблюдался расцвет практически всех областей искусства. Что касается литературных произведений, они сатили более психологичны и нередко проднимали духовно и социально значимые темы. При этом детство рассматривалось преимущественно в положительном аспекте и противопоставлялось новому слишком материалистичному миру капитализма.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ