Образ Прометея в поэзии Байрона и Шелли

Миф в традиционном понимании представляет собой определенную жанровую форму, синонимы которой – предания, сказки, легенды. В качестве мифа может восприниматься и литературный герой. В общем плане миф – это сакральное знание о мире и человеке, возникшее на основе коллективного опыта. Такой общечечеловеческий опыт способствовал возникновению определенных архетипических моделей поведения, восприятия мира и его ощущения, что повлекло за собой вопрос об архетипе, архетипическом в художественном тексте. При этом миф нередко понимался, как сон. В постижении мифа как сна раскрывался его ирреальный характер, миф соотносился с творческим актом, что имело место уже в античную эпоху. Традиция отнесения мифа к сновидению начинается в философии З.Фрейда и К.Юнга. Сон в художественном произведении стал иррациональной формой познания мира и самого себя. Он обрел мотивирующего начала в фантастических описаниях, в видениях и грезах в художественном тексте. При этом можно отметить следующую особенность: миф, воссозданный в форме сна, когда сон – мотивирующее начало, был распространен в творчестве поэтов с немифологическим типом мышления, миф, воссозданный в форме сна, в его логике, но вне мотивировок сна, имел место в творчестве писателей с мифологическим типом мышления. Сон ведет к мифу через логику сна и через отстранение мотивировок нереальности происходящего. При этом, обобщая существующие концепции сна, В. Руднев отрицает тождественность сна и мифа, но сближает их по функции: быть медиатором между текстом и реальностью. Понимание мифа как игры основано на концепции художественного творчества как игры. Античное понимание человека как игрушки богов и одновременно – хозяина своей судьбы, обусловило возникновение двух концепций игры: эстетико-социальной, кантовско-шиллеровской, и концепцию игры, как исполнения различных ролей. В первом случае искусство понимается как игра воображения, во втором – жизнь воспринимается как театр.
Понятие игры привело к осознанию мифа в области реального и идеального. Так, Шеллинг отметил миф, как форму существования природы, единства человека с природой, создавая которое, природа создает саму себя. Миф предстаёт формой осмысления человеком природы, функцией его сознания, игрой воображения, поэтическая фантазией. Следовательно, «миф проникает в художественные тексты в виде неосознанных, утративших первоначальное значение обломков». Вместе с тем, миф успешно функционирует в литературе. Образ Прометея является мифопоэтическим Далее рассмотрим, как он представлен у некоторых авторов. Сопоставительный анализ бунта Прометея против Зевса, который запрещал давать людям огонь поможет разобраться в разноообразии трактовок образа.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ