Образ читателя и народа в бульварной прессе России конца 19-начала 20 вв | Пример курсовой работы

Образ читателя и народа в бульварной прессе России конца 19-начала 20 вв

Цель данной работы заключается в изучении образа читателя прессы в Российской империи конца XIX – начало XX вв.

Издания «легальных марксистов» – журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь», – были недолговечными. Исключением стал журнал «Мир божий» (1892 – 1906), в котором принимали активное участие как легальные марксисты П. Струве, М. Туган-Барановский, так и В. Ленин и Г. Плеханов. Негласным редактором выступал бывший народоволец А. Богданович, который объединил вокруг журнала писателей реалистического направления – И. Бунина, В. Вересаева, М. Горького, Н. Гарина-Михайловского, А. Куприна, Д. Мамина-Сибиряка и других.
В свою очередь революционные марксисты не только участвовали в легальной печати, но также создавали бесцензурные газеты и журналы, количество которых, начиная с 1870-х годов, неуклонно возрастало.
Необходимо отметить, что на рубеже веков появляется целый ряд новых типов изданий, направление которых определить довольно трудно, либо оно не играет особой роли для участников этих органов печати – например, массовые газеты, или журналы русского модернизма.
Типология легальных периодических изданий конца XIX века. Типологическое разнообразие легальной периодики конца XIX века определяется несколькими факторами:
1)активизацией общественной жизни России;
2)процессом капитализации, проникающим во все сферы российской жизни, в том числе в журналистику;
3)появлением новых аудиторных групп: крестьян, рабочих, провинциальных жителей, городских «низов», торговцев;
4)техническим прогрессом, увеличивающим возможности издателей периодики.
В конце XIX века заканчивается господство «толстого» журнала – ведущим типом периодики становится газета. Статистические данные показывают стремительный количественный рост газетной периодики: если в 1891 году издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет, то к 1912 году ежедневных выходило уже 417, из них 10 выходили два раза в день. Этот процесс связан, прежде всего, с капитализацией России, поскольку производство газет становится доходным делом и позволяет охватывать массовую аудиторию. Развитие типографской техники и удешевление бумаги позволяло значительно увеличить тираж: в конце XIX века тиражи некоторых газет достигали 70 тысяч экземпляров (газета «Свет»). К тому же развитие железных дорог, совершенствование телеграфной и телефонной связи позволяли более оперативно распространять газету, доставлять ее в самые отдаленные уголки российской империи.
Современники отмечают появление двух типов прессы – «большой» и «малой», что в общих чертах соответствует делению современной печати на качественную и массовую. Это деление отражало реальную разницу не только в содержании, но и в аудиторной направленности, в целевом назначении и даже в оформлении газет и журналов.
Российские телеграфные агентства. В конце XIX века в формировании информационной картины дня принимали активное участие телеграфные агентства – зарубежные и русские, возникшие несколько позже. Если первое в мире телеграфное агентство Гавас возникло в 1835 году, Вольфа – в 1849, агентство Рейтер – в 1851 году, то первое русское телеграфное агентство – РТА – было создано в 1866 году. В 1872 году было учреждено Международное телеграфное агентство, в 1882 году появилось Северное телеграфное агентство (СТА).
Необходимо отметить, что до 1866 года периодические издания получали информацию о заграничных политических делах через Министерство иностранных дел, а большинство газет и журналов черпало такие сведения из официальных газет. Первое Русское телеграфное агентство способствовало как раз прямому получению коммерческих и политических телеграмм из-за рубежа без цензурного вмешательства и распространению их на территории России. Газеты охотно пользовались услугами РТА, что было особенно важно для провинциальной прессы.
Деятельность последующих телеграфных агентств – Международного и Северного – строилась уже не только на распространении полученной из-за рубежа информации, но включала в себя и сбор внутренних российских новостей. Телеграммы издавались и отдельными бюллетенями; в программе издания телеграмм МТА было завялено, что «телеграммы Международного телеграфного агентства содержат в себе известия политические, общественного интереса, финансовые и биржевые. Срок выхода – несколько раз в день, по мере получения их в Петербурге из-за границы и из внутренних мест России».
В 1894 году было учреждено новое Российское телеграфное агентство, о чем было сообщено в «Правительственном вестнике»; оно начало свою деятельность с января 1895 года. Теперь российская информация, собранная агентами РТА, передавалась за границу в обязательном порядке. Также агентство было обязано поддерживать связь с зарубежными агентствами (Гавас – в Париже, Рейтер – в Лондоне, Вольфбюро – в Берлине) и иметь и в России, и за границей своих постоянных и временных агентов. РТА действовало до 1907 года, поскольку телеграфные агентства действовали на основании аренды в течении 12 лет.
Итак, основные тенденции развития легальной российской журналистики – демократизация аудитории, расширение читательских кругов, капитализация издательского дела, разделение прессы на качественную и массовую, «большую» и «малую» – были продолжены в XX века.
В 1870-1890-х годах значительно расширяется и провинциальная печать, представленная научными журналами, местными информационными листками и по большей части недолговечными общественно-политическими газетами и журналами. Основные типы периодических изданий в 80-90-е годы XIX века – это качественные и массовые газеты и журналы, местные информационные листки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время изучению истории журналистики, в том числе, и бульварной прессы, уделяется большое внимание. Данная тема крайне актуальна в наше время, в связи с ростом популярности к теме становления, формирования и развития средств массовой информации в России.
Развитие СМИ в данный период характеризуется зависимостью газет и журналов от политической ситуации в стране. Так, заметны всплески либерализации СМИ, а также усиление цензуры над печатью.
Бульварная пресса развивалась неравномерно. Так, наибольшую активность она приобрела в период между 1907 и 1910 годами.
В данный период наиболее активно развивались такие издания «желтой» прессы как «Огонек», «Московский листок» и «Санкт-Петербургский листок». Данные СМИ одновременно характеризовались и зависимостью от государственной цензуры, так и весьма вольным, по сравнению с иными изданиями, в своем содержании.
Читатель бульварной прессы неоднороден. Так, по большей части, это были рабочие, а также иные плохо образованные слои населения. Однако, существовали также и газеты и журналы, направленные на поддержку той или иной партии или политического движения.
Цель данной работы заключается в изучении образа читателя прессы в Российской империи конца XIX – начало XX вв.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!