образ алкоголя в творчестве Н.В.Гоголя | Пример курсовой работы

образ алкоголя в творчестве Н.В.Гоголя

Цель работы: проанализировать произведения Н.

Они не участвуют в круговороте жизни – они ее имитируют. Они не радостны (ср. смеющаяся старость); наоборот, их стойкая безрадостность, мрачность («без детской радости, без искры сочувствия») находятся в зловещем контрасте с производимыми ими движениями танца. Они не несут в себе плода новой жизни – в них лишь «равнодушие могилы». За одной «странностью» финала следует другая. Веселье и шум пляски стихают: «Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить веселье? В собственном эхе слышит уже он грусть и пустыню и дико внемлет ему. Не так ли резвые други бурной и вольной юности, поодиночке, один за другим, теряются по свету и оставляют, наконец, одного старинного брата их? Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему». Нить к этому заключению намечена еще фразой: «Странное неизъяснимое чувство овладело бы зрителем…» Ведь в собственно коллективном действе танца зрителей нет: «На карнавале нет ни гостей, ни зрителей, все участники, все хозяева». Иначе говоря, в повести Гоголя вводится сторонняя точка зрения — повествователя. Это его заинтересованно-восхищенный и в то же время остраненный взгляд на народное веселье, единство, согласие. Это его неучастие в общем действе, выливающееся в грустный вздох оставленного». Погружается ли танцующая масса в дымку прошлого? Или буквально оставляет пришельца-наблюдателя? Во всяком случае, оставленный являет собою резкий диссонанс к нерасчлененной цельности карнавального начала. Причем эта неслиянность возникает уже не па основе механической безжизненности (как у подтанцовывающих старушек), а под влиянием какой-то более глубокой, хотя еще не выявленной духовности. Таким образом, можно констатировать два направления, в которых совершается отход от всеобщности и цельности народного действа. Одно – в сторону механической имитации жизни, предвещающей столь значащие для зрелого Гоголя моменты мертвенности, автоматизма, омертвения – весь комплекс мотивов «мертвых душ». Другое направление – в сторону какой-то глубокой, томящейся и страдающей духовности.

В процессе изучения теоретического и практического материала мы пришли к следующим выводам в соответствии с поставленными во введении задачами.
При изучении и анализе произведений Н.В. Гоголя чрезвычайно важной категорией явилось карнавальное начало (термин, введенный в литературоведение М.М. Бахтиным). Образ алкоголя основывается именно на смеховой культуре народа, которая имеет амбивалентный характер. Однако алкоголь – это малая часть воплощения принципов карнавальной площадной культуры. Карнавальное начало в творчестве Гоголя отмечали как Михаил Бахтин, так и Юрий Манн. Но есть и существенные отличия ярмарки и карнавала: селяне не могут позволить себе длительное карнавальное безделье и гулянье, поскольку свой хлеб зарабатывают трудом.
В этой работе мы выяснили, что образ алкоголя в творчестве Николая Васильевича Гоголя выполняет ряд функций. Самый традиционный аспект: освобождение от социальных условностей, временное раскрепощение человека, спасительный уход от реальности. Это временная отдушина от повседневных занятий. В выборе алкоголя родовое сознание спорит с индивидуальным. Однако вместе с тем образ пьяного человека часто имеет отрицательные или резко отрицательные черты и получает, в шутку или всерьез, негативную оценку. Пьянство связывается с демоническим началом. Часто именно пьяный видит нечистую силу. В агрессии, хамстве, проявлении низменных человеческих инстинктов просматривается семантика порока.
Цель работы: проанализировать произведения Н.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!