обобщить данные теории и практики развитая речи учащихся 5 класса на уроках русского языка, привести эти данные в определенную систему | Пример курсовой работы

обобщить данные теории и практики развитая речи учащихся 5 класса на уроках русского языка, привести эти данные в определенную систему

Цель курсовой работы – обобщить данные теории и практики развитая речи учащихся 5 класса на уроках русского языка, привести эти данные в определенную систему.

Общий курс методики русского языка включает различное количество разделов (т.е. частей) в той области методики, которая называется “Развитие речи”, и некоторые изданных разделов называются самым различным образом. Только в отношении раздела “Связная речь” можно отметить терминологическое единство. Словарная работамногими методистами называют еще лексической. Об этом говорил в 1965 г. М.Т. Баранов. Одни методисты (например, А.В. Текучев), выделяя работу над фразеологией, включают ее в часть словарной работы, другие (например, Н.В. Колокольцев) включают работу над фразеологией в раздел “Работа над предложением”, третьи никак не оговаривают этой части работы по развитию речи.
Методисты дают разнообразную трактовку содержания раздела “Работа над предложением”. Так, например, А.В.Текучеввключают в этот раздел работу над словосочетаниями, другие не выделяют этого участка работы по развитию речи.
Можно наблюдать и терминологическую неупорядоченность в названии разделов работы по развитию речи, Такая неупорядоченность связана с отсутствием обоснований, принципов выделения тех или иных частей работы по развитию речи. Вот почему частонаряду с разделами, выделяемыми в соответствии с определенными лингвистическими единицами, ставятся разделы, вычленяемые по направленности работы (“Обогащение словарного запаса” и “Работа над стилем”; “Словарная работа” и “Обучение правильной в грамматическом и орфографическом отношении речи” и т.д.).
Вот почемув первую очередьследует уточнить основание деления целого (развитие речи) на части (разделы).Такое основание должно отражать методический подход к речи как предмету обучения. В качестве такого основания выступают такие виды речевой деятельности, которым обучают в школе, единицы речи, которыми дети овладевают на уроках русского языка, и единицы языка, которые изучаются в школьном курсе родного языка.
Наиболее продуктивным, позволяющим раскрыть возможности работы по развитию речи на уроках русского языка в современной школе, является выделение разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в школьном курсе. Такой подход оправдан еще и потому, что направленность на развитие речи является характерной особенностью курса родного языка в школе. В соответствии с этой направленностью дети обучаются не только умению обнаруживать и различать языковые единицы, но и умению пользоваться соответствующими языковыми средствами.
В школьном курсе русского языка изучаются следующие единицы языка: звук, части слова, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Все они либо выражают некоторый смысл, либо участвуют в его выражении и дифференциации; выделяются в качестве некоторых объектов; образуют свой уровень (фонетический, морфологический и т. д.), в пределах которого они неделимы; входят в общую систему языка через свой уровень; каждая более сложная единица обладает новым качеством по сравнению с составляющими элементами.
Предметом работы по развитию речи на уроках русского языка является функционирование языковой единицы, под которым мы понимаем не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка (например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого “интеллектуального”, или “логического”, содержания, их употребление в живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений говорящего (пишущего).
Изучение назначения, применения, использования (употребления) языковых единиц в высказывании, в связной речи – это и есть изучение функционирования единиц языка. Следовательно, в отношении каждой единицы языка, изучаемой в школе, должен быть вычленен и конкретизирован коммуникативный план ее усвоения (если мы хотим реализовать коммуникативный подход в обучении языку).

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она влияет на такие психические процессы детей, как наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображение, эмоции. Стимулируя общее развитие, речь во многом зависит от него. Наблюдательность, умение подмечать характерные особенности предметов и явлений формируются в процессе развития речи. Этой цели служат широко применяемые в практике обучения устное рисование, ведение дневников наблюдения, экскурсии.
Следует постоянно работать над привитием мышлению и речи пятиклассников таких качеств, как образность и эмоциональность.
Восприятие окружающего мира, впечатления, добытые в результате наблюдения, прочитанного в книге, составляют основу для работы воображения. Развитие воображения учащихся, как и всех других психических процессов, происходит в деятельности. На уроках литературы, русского языка эта деятельность организуется с помощью различных устных и письменных упражнений.
Наблюдая окружающий мир, слушая учителя, читая книги, фантазируя, дети учатся проникать в сущность вещей, объяснять причины происходящего, по-своему передавать с помощью речи увиденное и услышанное. Им свойственно стремление и к последовательности, и к выразительности изложения. Но они нуждаются в помощи учителя, его указаниях, как лучше строить высказывания, где и как находить самые точные, яркие и выразительные образы и слова; одновременно они требуют от него внимательного и бережного отношения к своим мыслям, чувствам, речи, ежедневной заботы о стимулировании творческой активности.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа; взрослые и товарищи, с которыми постоянно общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.
В руках учителя-словесника находится такое сильное средство воздействия на внутренний мир школьника, как художественная литература. С ее помощью происходит становление личности, ее нравственности, эмоций, речи. Научить школьников читать и любить книгу – важнейшая задача учителя.
В большинстве случаев руководство всей этой работой ложится на учителя-словесника, которому принадлежит в школе особая и очень ответственная роль в развитии речи учащихся и совершенствовании их речевой культуры. Особенность этой роли состоит в том, что ему не только самому необходимо в совершенстве владеть речью, выразительно читать, на каждом уроке работать над развитием речи учеников, используя для этого всевозможные средства, но и выступать в качестве организатора деятельности педагогического коллектива школы в борьбе за правильную, точную и выразительную речь.
В процессе приобретения знаний школьники знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, в которых эти знания выражаются и закрепляются. Важно поэтому, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать. Советы о том, как правильнее с точки зрения методики развития речи вести словарную работу и расширять активный запас слов, принесут большую пользу всем учителям.
Цель курсовой работы – обобщить данные теории и практики развитая речи учащихся 5 класса на уроках русского языка, привести эти данные в определенную систему.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!