Объективные и субъективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника | Пример курсовой работы

Объективные и субъективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника

Целью данной курсовой работы является исследования объективных и субъективных предпосылок изменения познавательной деятельности школьника.

По мнению авторов, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешней (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
В процессе изучения, основными факторами, влияющими на формирование познавательной активности являются: общие, потребность в новых впечатлениях и общий уровень активности. Основное внимание в данном случае обращено на ситуацию, в которой происходит развитие каждого ребенка и социальные нормы, в рамках которых происходит данное развитие.
Степень формирования познавательной активности зависит как от внешних факторов (социальные и педагогические), так и от внутренних (биологические и психические свойства личности: способности, темперамент, характер и направленность). Познавательная активность является сильным средством интереса как средства обучения, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями, занимательными задачами, рассказами и т.д.
Основным средством обучения является интерес, действующий первоначально как внутренний стимул, затем как способный удержать вспышки интереса при внешних воздействиях. Данная активность отражает определенный интерес детей к получению новых знаний, умений и навыков, целеустремленность и потребность в использовании различных способов действий к обогащению знаний и расширению кругозора.
Развитие познавательной активности выражается в виде идеального варианта в процессе постепенного и равномерного становления в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и самоопределения личности в окружающей среде [15].
На познавательную активность влияют такие познавательные процессы, как:
– мышление, которое выражено в овладении приемами мыслительной деятельности, приобретении способности действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений;
– внимание, являющееся основной из причин снижения успеваемости детей, проявляющееся у детей в возрасте 6–7 лет. Оно слабо организовано, имеет большой объем плохо распределяемо, неустойчиво, что и объясняется недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания;
– память, для развития которой полезны специальные упражнения на запоминание, формирование интереса к знаниям.
Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым.
Таким образом, можно определить познавательную активность, как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения новыми знаниями.
Формирование познавательной деятельности младших школьников является актуальной задачей современной педагогики начальной школы. В процессе исследовательской работы был изучен и проанализирован теоретический материал по проблеме познавательной деятельности. В теоретической части работы показано, что понятие познавательной деятельности не имеет однозначной интерпретации, так как разные авторы предлагают различные определения и критерии данного понятия.
Собственное экспериментальное исследование формирования познавательной активности школьников в игровой деятельности включало два этапа. На первом этапе производилась диагностика исходного уровня познавательной активности учащихся. В результате проведения диагностики было выяснено, что подавляющее большинство учащихся демонстрирует относительно невысокий уровень познавательной активности. На втором этапе эксперимента в классе активно внедрялась игровая деятельность.
Экспериментальное исследование показало большую эффективность игровой деятельности в аспекте формирования познавательной активности школьников.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель и задачи решены в полном объеме. Считаем, что игровая деятельность должна как можно активнее внедряться в практику педагогов основной школы как эффективное средство формирования познавательной активности учащихся.
Целью данной курсовой работы является исследования объективных и субъективных предпосылок изменения познавательной деятельности школьника.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!