нравственное воспитание в лепке из глины | Пример курсовой работы

нравственное воспитание в лепке из глины

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе лепки.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие нравственные качества дошкольников: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду. Также считаем, целесообразным дополнить данный перечень качеств диалогичностью. Каждое из указанных качеств следует воспитывать во всей полноте трех компонентов: интеллектуально-чувственном, потребностно-мотивационном, поведенческо-волевом [4]. Нравственные качества личности имеют свои характеристики [25]: Гуманность это, в первую очередь, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, эмпатия.
Показателем сформированности этого нравственного качества является характер отношения ребенка к природе, людям, самому себе. В основе гуманности у дошкольника лежит способность понимать другого, принимать на себя его переживания. Гуманное отношение формируется с раннего детства и при систематической работе в данном направлении у дошкольников формируется гуманизм именно как нравственное качество, проявляющееся во всех делах и поступках ребенка.
Воспитание гуманности является сложным и противоречивым процессом: как радоваться и не завидовать, помогать и не ждать благодарности, сочувствовать и сопереживать не только близким людям, но всем, кто в этом нуждается [15].
Коллективизм является нравственным качеством, основанным на формировании доброжелательных и конструктивных коллективных взаимоотношений. Главная функция детского коллектива: воспитывающая. В коллективе дети включаются в общую деятельность, которая по своим целям, задачам, содержанию, формам, методам и средствам направлена на формирование личности каждого из них в отдельности.
Смыслообразующее значение для формирования коллективизма имеет дружба. Дружба как основа для конструктивного взаимодействия несет в коллектив огромный созидающий и воспитательный потенциал. Значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений становятся: взаимопомощь, взаимовыручка, негласный кодекс норм и правил поведения и взаимодействия в коллективе.
В детском коллективе ребенок впервые получает опыт общения, регулируемый нравственными правилами и нормами, и этот опыт особенно ценен при социализации ребенка дошкольного возраста в обществе [49]. Гражданственность и патриотизм в дошкольном возрасте еще не формируются. В дошкольном возрасте закладывается основа этих нравственных качеств: любовь к маме, к дому, уважение к детскому саду, к старшим, получение знаний о своей малой Родине – эти и многие другие моменты становятся основой для будущей гражданственности и патриотизма детей. То есть, воспитание у дошкольников привязанности и любви к родному дому, семье постепенно перерастает в любовь и привязанность к Отечеству, государству, обществу, Родине [13].
Ценностное отношение к труду является проявлением осознания значимости трудовой деятельности в жизни каждого человека. Ценностное отношение к труду как нравственное качество личности сочетает в себе такие нравственные качества как толерантность, эмпатия и готовность придти на помощь другому, уважение труда других людей [25].
Диалогичность как нравственное качество представляет собой способность ребенка взаимодействовать с другими, слушать, слышать и понимать. Диалогичность предполагает умение услышать мнение собеседника, увидеть мир его глазами. Это нравственное качество лежит в основе конструктивных диалогов, переговоров, неконфликтности, толерантности [13].
Кроме того, в большинстве исследований основными нравственными качествами являются доброта, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность [19]. Активно воспитываются нравственное воспитание, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим.
Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного воспитания нравственных качеств [10].
Таким образом, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное качество – это динамичная интегративная совокупность психологических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную, поведенческо- волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.
Среди основных нравственных качеств дошкольников можно выделить: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду, диалогичность, доброту, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Контрольный эксперимент позволил констатировать сопоставимость обеих групп на исходной позиции. Сопоставив результаты проведенных методик развития нравственного воспитания, мы пришли к следующим выводам: как в контрольной, так и в экспериментальной группе, преобладает низкий уровень развития навыков общения (51,8% и 33,3% соответственно). Средний уровень в контрольной группе составляет 36,7% детей, а в экспериментальной характерен для 20 % детей группы.
Детей с высоким уровнем развития нравственного воспитания в экспериментальной группе 36,7 %, а в контрольной 11,5%. По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам, аналогичным констатирующему этапу эксперимента, который выявил следующую динамику уровней развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Выявление уровня развития нравственного воспитания в экспериментальной группе показало, что количество детей с высоким уровнем развития нравственного воспитания увеличилось на 2 ребенка, а с низким уровнем – уменьшилось на 1 ребенка. Количество детей со средним уровнем развития навыков общения изменилось на 2 ребенка. То есть, по окончанию исследования в экспериментальной группе преобладает высокий уровень развития нравственного воспитания, вместе с тем увеличилось количество детей со средним уровнем и снизилось количество с низким уровнем развития нравственного воспитания
В контрольной группе значительных изменений не выявлено. Таким образом, мы подтвердили, что лепка является эффективным средством развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Комплекс занятий лепкой очень увлекает детей старшего дошкольного возраста, поэтому они очень любят работать с пластичным материалом (пластилин, тесто, глина, песок, снег), как на занятии, так и вне занятий. Развитие творчества в лепке способствует развитию рук, так же формируется усидчивость, терпение, мышление.
Проведенная первичная диагностика развития нравственного воспитания показала, что у детей дошкольного возраста нравственное воспитание развито на низком уровне в контрольной группе (60% – 6 детей) и в экспериментальной (50% – 5 ребенка). Среднего уровня развития нравственного воспитания в контрольной группе (27,7% – 3 ребенка), и экспериментальной группе выявлено (27,7% – 3 ребенка). Высокого уровня в контрольной группе (12,3% – 1 ребенок), в экспериментальной группе (22,2 – 2 ребенка)
Таким образом, возникла необходимость в проведении работы, которая направлена на развитие нравственного воспитания. После проведения контрольного эксперимента было видно улучшение развития нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки. Для более высоких результатов стоит продолжить развивающую работу. В заключении можно сказать, что лепка является эффективным средством развития нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе лепки.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!