Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами современной хореографии

Цели и задачи

Цель работы: теоретически обосновать и разработать методику формирования духовно-нравственной личности школьника в учебно-воспитательном процессе начальной школы средствами хореографии.

Введение и актуальность


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения – системообразующее направление ННШ, «тактический проект» по достижению стратегических ориентиров современного образования [42]. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Методологической основой нового ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [16]. В Концепции прописаны национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности.
Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». [18]
Основой для формирования духовно-нравственной личности младшего школьника является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании».
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
ФГОС второго поколения описывают портрет выпускника начальной школы. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [34].
Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [16].
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Безусловно, базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Таким образом, содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Воспитывать в нравственном плане - значит вооружать учащихся способами удовлетворения потребностей, которые обладают максимальной ценностью и для данного этапа развития общества и для реализации существенных сил субъекта
Результатом процесса формирования духовно-нравственной личности младшего школьника является сформированность его ценностно-смысловых установок. Критериями наличия или отсутствия ценностно-смысловых установок являются: знание норм (когнитивный компонент); наличие позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент); принятие или неприятие норм (эмоциональный компонент); поведение (поведенческий компонент).

Заключение и вывод


Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также его поступки.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Результатом процесса формирования духовно-нравственной личности младшего школьника является сформированность его ценностно-смысловых установок. Основой для формирования духовно-нравственной личности младшего школьника является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании». В Концепции особое внимание уделяется описанию национального воспитательного идеала, базовым национальным ценностям.
Специфика хореографии определяется разносторонним воздействием на человека: решая задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, она дает возможность еще и физического развития, Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Но процесс обучения хореографии – это длительный процесс, требующий большого усилия от учащихся. Поэтому занятия в хореографическом объединении формируют у учащихся важные личностные качества: дисциплинированность, трудолюбие и терпение.
Ценность хореографического искусства как средства эстетического и физического воспитания состоит в том, что оно часто изображает те стороны действительности, увидеть которые человек не способен. Занятия хореографией имеют большое значение для развития у детей чувства прекрасного, моральных принципов, этикета.
Младший школьный возраст считается наиболее «эмоционально насыщенным», у ребенка начинает формироваться эмоционально-волевой компонент, он уже способен подавлять свои нежелательные эмоции. На психическое развитие младшего школьника влияет степень его эмоционального благополучия и комфорта, это очень важно учитывать при обучении танцу. Задача педагога не только научить танцевать детей, но и содействовать личностному развитию учащихся. Это возможно при использовании на занятиях нравственных игр, постоянном акцентировании внимания на рефлексии учащихся.
Деятельность ребенка должна быть успешной. Не нужно предлагать ученику участие в деятельности, с которой сегодня он справиться не может. Если преподаватель полностью не уверен, что ответ на вопрос, выполнение задания данным ребенком будет успешным, не нужно ставить его в неудобное положение перед другими. Педагог должен стараться приводить положительные примеры из жизни детей, никогда не обсуждать при всех отрицательные поступки ребенка: это тема индивидуальной беседы с ним.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ