нормы права и религии: общее и особенное. | Пример курсовой работы

нормы права и религии: общее и особенное.

Цель исследования – проанализировать общее и особенное норм права и религии.

Конституционные основы статуса религии в государствах Америки (США), Европы и Евразии (СНГ). В конституциях государств Европы и Евразии (СНГ) статусы религий определяются четырьмя возможными способами конструирования предметов правового регулирования: а) через провозглашение основополагающих конституционных принципов отношения государства к религии и (или) взаимоотношений государства и религиозных объединений; б) и (или) в связи с установлением принципов соотношения (особенностей) статусов различных религий в сфере их взаимоотношений с государством; в) и (или) в предмет конституционного регулирования включаются нормы о свободах, гарантиях и правах религиозных объединений как субъектов государственно-правовых (публично-правовых) и частноправовых отношений; г) и (или) в форме закрепления (признания) основных прав и свобод человека (гражданина) в вопросах совести, выбора веры, вероисповедания и др [12].
Кроме того, страноведческие особенности методологии конституционного регулирования в государствах Америки (США), Европы и Евразии, как можно судить на основе анализа конституционных текстов и научной литературы, отражают и “разную степень решительности” проведения принципа отделения религии (церкви) от государства в разных странах. По указанным двум критериям – предмета (методологии определения предмета) регулирования и по критерию “степени решительности” утверждения принципа “нейтральности” государства по отношению к религии конституции государств Америки, Европы и Евразии (СНГ) можно дифференцировать, соответственно, на четыре блока, отметив, что в каждой из классификационных групп, в свою очередь, возможно выделение моделей конституционного регулирования, где принцип “нейтральности” государства к религии на практике реализуется не столь категорично, как можно было бы ожидать на основе толкования конституционных текстов.
Одним из проявлений религиозного влияния на формирования права является предоставление государственной защиты закрепленным в священных текстах нормам. В то же время это лишь прямая форма такого воздействия. Секуляризация права и политики, что является реалией сегодняшнего дня (по крайней мере, для западного мира), не означает полной и окончательной изоляции этих явлений от религии.
Сфера санкционирования религиозных норм касается в основном фундаментальных отраслей права (уголовного и уголовно-процессуального, гражданского и гражданского процессуального, семейного, частично административного), активное формирование которых начинается с возникновением первобытных форм политической власти в обществе.
Санкционирование религиозных норм происходит в двух направлениях. Во-первых, в правовую действительность переносятся нормы, направленные непосредственно на упорядочение отношений между индивидами и решении конфликтных ситуаций между ними.
Следующей формой религиозного влияния есть поддержание или отрицание определенных правовых по содержанию отношений. В то же время негативное отношение религиозной доктрины к такому виду поведения человека может значительно сдерживать развитие правового регулирования.
Еще одной формой является идеологическое влияние религии на правовую систему. Религиозные догматы, в том числе нормы религиозной морали, довольно часто создают мировоззренческие принципы, обусловливающие особенности правовой и государственной организации социума.
На формирование права в некоторых современных государствах активно влияют различные мировоззренческие формы, в частности религиозные. Причем это влияние может проявляться независимо от формального места религии в государстве. Значительное количество государств в современном мире признала религию основной государственной идеологией, а религиозное право, рядом же государственным обеспечивает социально регулирующую функцию государства. В большинстве современных государств религии отводится место морально-этического регулятора общественных отношений. В системе социальных норм религиозные нормы выступают как моральные предписания.
Таким образом, анализ детерминант демонстрирует качественный характер изменений парадигмы, что исключает их сиюминутность, а значит, мы имеем дело действительно с новой нормой, а не с временным отклонением от нее.
Роль Русской православной церкви в истории и культуре России переоценить достаточно сложно, но сама суть светского государства предполагает закрепление равенства всех религиозных объединений, дистанциирование от них государства. Однако в действительности государство поощряет миссионерскую деятельность РПЦ, определяет ее роль в качестве некоего «интерпретирующего сообщества», имеющего право высказываться по многим вопросам с высокой степенью вероятностью того, что власть его мнение не проигнорирует.
Применение законодательства об экстремизме в контексте ситуации с тотальным доминированием одной конфессии не менее пагубно влияет на религиозный плюрализм: пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности по признаку принадлежности к определенной религии – необходимый элемент любого учения, с помощью которого формируется идентичность его приверженцев.
Нормативный отказ от ценностей светского государства и свободы совести на данный момент не представляется возможным в силу субъективных причин, искоренение постекулярных тенденций – в силу объективных. Единственно верным, пусть и паллиативным, на наш взгляд, решением является признание существования рассмотренной в исследовании проблемы и осознанный контроль ее развития.
Симфония властей» российского государства была менее ярко выражена, поскольку церковь никогда не получала официального статуса государственного учреждения, отдельные периоды вмешательства государства в религиозную жизнь общества и дела церкви были непродолжительными и не основывались на правовых нормах.
Если нормативные акты все еще следуют генеральной линии Конституции и в них светскость государства не оспаривается, то на практике соответствующие нормы реализуются с большими перекосами. Так, была произведена реституция собственности церкви, в школьную программу введен курс «Основы религиозной культуры», в целом светскости образования не противоречащий, однако на практике РФ означающий в подавляющем большинстве случаев изучение именно православной культуры.
Цель исследования – проанализировать общее и особенное норм права и религии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!