Нормативно правовые акты | Пример курсовой работы

Нормативно правовые акты

Целью данного исследования является рассмотрение действия нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК Российской Федерации гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему. Любые содержащиеся в нормах Гражданского кодекса отсылки к закону (или к законодательству) означают отсылки только к федеральному закону.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы — нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ).
Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием «гражданское законодательство» (п. 2 ст. 3 ГК Российской Федерации). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием «иные правовые акты» (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. п. 3 — 6 ст. 3 ГК Российской Федерации). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».
Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК Российской Федерации, отличается от традиционно используемой: ранее в понятие «законодательство» обычно включали нормативные акты, принятые не только парламентом, но и высшими органами государственной исполнительной власти. Она избрана законодателем не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права.
Если при формулировке конкретного правила в ГК Российской Федерации допускается возможность его конкретизации или установления иного решения законодательством (либо законом), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами» (ср., например, ст. 136 ГК Российской Федерации), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.
При отсутствии же таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям любыми подзаконными актами, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК Российской Федерации даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК Российской Федерации).
Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст. 12 ГК Российской Федерации), т.е. любого, в том числе и нормативного акта исполнительной власти. Следует отметить, что подзаконное нормотворчество после принятия ГК РФ во многом, хотя, к сожалению, и не всегда, придерживается указанных правил.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Нормативный правовой акт — это акт, устанавливающий нормы гражданского права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим он отличается от актов применения в сфере гражданского права и от остальных индивидуальных актов, которые ориентированы на однократное действие, призваны к определенным субъектам и к конкретным обстоятельствам места и времени. Но, как показывает анализ, в практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы гражданского права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера. Важно подчеркнуть, что нормативные правовые акты в сфере гражданского права многочисленны.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ нормативные правовые акты в сфере гражданского права включают в себя, прежде всего. Гражданский кодекс РФ, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а также другие законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие самые разнообразные нормы гражданского права.
В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении России. Указы Президента РФ не должны противоречить ГК РФ и иным законам. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ ГК или иному закону применяется ГК или соответствующий закон.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.
Так, согласно ст. 4 ГК РФ акты не имеют во времени обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом действие данных актов распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие гражданско-правового акта, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового соглашения, руководствуясь принципом свободы договора, могут договориться о рассмотрении возникающих между ними разногласий по нормам гражданского права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой — для одной из сторон — страны.
Действие гражданско-правовых актов по кругу лиц заключается в том, что данные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действуют нормы гражданского права. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма гражданского права. Кроме того, на гражданина или юридическое лицо одного государства могут распространяться нормы гражданского права другого государства.
При этом, как сказано в ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Целью данного исследования является рассмотрение действия нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!