Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности в Российской Федерации.

Цели и задачи

Цель курсовой работы состоит в изучении процессов нормативно-правового регулирования экономической безопасности в Российской Федерации.

Введение и актуальность


В Российской Федерации категория экономическая безопасность развивается не достаточно последовательно. Это связанно с наличием своеобразного понятийно-категориального аппарата на различных этапах её развития, а так же с его полнотой, разработанностью, закрепленностью, соответствию действительности и т.д.
1.2.Структура обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

В целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации существует ряд органов государственной власти, деятельность которых направлена на эффективное управление системой безопасности на основе Конституции Российской Федерации, законов, правовых актов и указов Президента Российской Федерации.
Совет безопасности формирует политику и стратегию обеспечения безопасности и контроль за их исполнением, организует работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществляет контроль за их реализацией. Председателем Совета безопасности является Президент Российской Федерации.
Государственные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность Российской Федерации:
- органы исполнительной власти, ведущие разработку государственных программ обеспечения безопасности;
- судебные органы, осуществляющие защиту конституционного строя Российской Федерации, правосудие за посягательство на безопасность, защищающие права граждан;
- Департамент экономической безопасности, выявляющий угрозы экономической безопасности, участвует в разработке федеральных целевых программ, занимается выявлением и пресечением экономических и налоговых преступлений в межрегиональных и международных рамках;
- Правительство Российской Федерации, разрабатывающее и контролирующее исполнение государственного бюджета, проводящее кредитно-денежную, социальную, внешнюю политику, политику в области культуры, науки, здравоохранения, экологии; принимающее меры по обеспечению прав и свобод граждан;
- МИД Российской Федерации, разрабатывающее стратегию внешней политики и реализующее внешнеполитический курс Российской Федерации; координирующее международные связи субъектов Российской Федерации; обеспечивающее средствами дипломатии защиту суверенитета, безопасности Российской Федерации; защищающее права и интересы граждан и юридических лиц России за рубежом; обеспечивающее дипломатические и консульские отношения России с иностранными государствами;
- ФСБ Российской Федерации , основными функциями которой являются государственное управление обеспечением безопасности Российской Федерации, охрана государственной границы, внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа; обеспечение информационной безопасности Российской Федерации; контрразведывательная деятельность;
- МВД Российской Федерации, выполняющее полномочия по обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка; осуществляющее меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений, обеспечению исполнения уголовного наказания; организующее деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;
- Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, создающий планы мобилизации и применения Вооруженных сил Российской Федерации, осуществляющий разведывательную деятельность, а также научные исследования стратегического назначения; организующий оперативную подготовку штабов и войск;
- Министерство обороны Российской Федерации, организующее прохождение военной службы, обеспечивающее защиту военнослужащих и лиц, уволенных в запас; реализует политику формирования вооруженных сил страны; подготавливает информацию в проект оборонного бюджета Российской Федерации для закупки вооружения и военной техники.

Заключение и вывод

Проведенное в курсовой работе исследование теоретических и нормативно-правовых основ обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации дало возможность провести анализ различных подходов авторов и законодателей к вопросам обеспечения экономической безопасности.
Под обеспечением экономической безопасности следует понимать урегулированную нормативными правовыми актами деятельность уполномоченных органов государственной власти, которая направлена на достижение чувства защищенности личности, общества, государства и основных элементов экономической системы от внутренних и внешних негативных факторов с целью их предупреждения и устранения.
Угрозы экономической безопасности Российской Федерации не снижаются, а продолжают нарастать, сегодня это связано с введением экономических санкций со стороны Евросоюза и США, что обусловливает необходимость выработки комплекса системных мер по формированию благоприятных предпосылок для реализации стратегической цели - создания в России общества и экономики инновационного типа
Проблемы административно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности связаны с тем, что, экономическая безопасность по своей сути является одной из форм проявления всеобщего стремления всех субъектов общества к стабильности и надежности; современное российское общество, развиваясь в сторону демократического рыночного государства, неизбежно стремится перейти от исключительно силовых к административно-правовым методам обеспечения экономической безопасности; в данной сфере концентрируются интересы всех субъектов рынка от государства до отдельного гражданина.
Результаты анализа современного состояния экономической безопасности Российской Федерации показывают, что ее административно-правовое регулирование является сегодня одной из важных задач. Это вызывает необходимость разработки правовой основы, которая соответствовала бы действительности и позволила решать конкретные проблемы, связанные с организацией работы субъектов правового регулирования экономической безопасности.
В курсовой работе обоснована необходимость принятия федерального закона об экономической безопасности Российской Федерации, предложен проект его структуры, в рамках которого обозначены основные позиции, суждения, средства обеспечения экономической безопасности, организационная система обеспечения экономической безопасности, механизм распределения предметных, функциональных полномочий органов государственного управления, а также набор инструментов, включающих методику оценки рисков и угроз, их идентификацию, диагностику, прогнозирование.
Закон упорядочит деятельность органов государственной власти в области обеспечения экономической безопасности, конкретизирует содержание работы с распределением предметных, функциональных полномочий между компетентными органами, снимет функциональную нагрузку и переизбыточность полномочий с других структурных подразделений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ