Нормативно-правовая система | Пример курсовой работы

Нормативно-правовая система

Цель работы: Изучить сущность и особенности правовой системы.

Понимает правовую систему как научную категорию В.С. Нерсесянц. Он определяет ее как «научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях»[7, 282]. Как видим, ученый фактически отождествляет понятия правовой системы и правовой действительности, определяя одно через другое. Мы полагаем, что правовую систему следует понимать в двух аспектах: как научную категорию и как часть правовой действительности. В связи с этим, понимание правовой системы, данное В.С. Нерсесянцем, носит несколько односторонний характер.
Свое видение правовой системы есть у В.В. Сорокина. Он указывает, что правовая система есть целостный комплекс правовых явлений и процессов (позитивное право, правообразование, реализация права, правоотношения, правосознание), складывающийся в результате их взаимосвязи и взаимодействия и характеризующий юридическое воздействие на общественную жизнь.
В.В. Гаврилов предлагает различать статическое и динамическое состояние правовой системы. В статическом состоянии правовая система выступает как:
1) совокупность юридических норм, принципов и институтов;
2) совокупность правовых учреждений;
3) совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу. В динамике функционирования правовой системы, с точки зрения автора, можно говорить о взаимодействии права, юридической практики и правовой психологии.
Такая точка зрения представляется не совсем обоснованной, так как динамический элемент явления должен отражать статистические элементы. В данном понятии в динамическом элементе не ясно происхождение юридической практики и отсутствие динамики правовых учреждений. Таким образом, на наш взгляд, данное понимание правовой системы не отражает ее сущностных элементов.
Таким образом, как мы видим, существует достаточно большое количество определений правовой системы, которые отличаются различным включением элементов в ее понятие и соответственно, различным объемом. Все существующие определения отражают, в первую очередь, позицию автора относительно элементов правовой системы и ее системообразующего фактора. Именно системообразующий фактор воспринимается как определенный стержень, вокруг которого (или в зависимости от которого) формируются все остальные элементы правовой системы.
Правовая система, являясь основной регулирующей общественные отношения силой, осуществляет правовое регулирование в соответствии с существующими социальными, экономическими, политическими, духовными и складывающимися на их основе правовыми принципами, существующими в обществе на конкретной стадии его развития. Следовательно, одним из факторов, определяющих формирование правовой системы, является государственная идеология.
Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.
Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.
В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
С этих позиций необходимо отметить, что эффективность правовой системы напрямую зависит от качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.
Другим конститутивным аспектом построения правовой системы является ее объективация, которая находит свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти. Поэтому, основной задачей, без решения которой невозможно достичь успехов в любой сфере общественной жизни, является, прежде всего, укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти.
Принцип федерализма, заложенный в системе законодательства Российской Федерации, обуславливает формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов.
Обязательным условием успеха начатых преобразований является урегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти, так как отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового государства.
Цель работы: Изучить сущность и особенности правовой системы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!