Нетрадиц способы изображения как средство развития самостоят изо деят-ти детей дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Нетрадиц способы изображения как средство развития самостоят изо деят-ти детей дошкольного возраста

Целью нашего исследования стало изучение роли нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности дошкольников.

Нетрадиционные техники рисования используются не только на занятиях изобразительной деятельностью. Они могут стать частью любого урока. За счет них у детей повышается интерес к рисованию. Стоит им только предложить заняться рисованием, как у них сами начинают возникать идеи о теме изобразительной деятельности.
На сегодняшний день существует большой выбор художественного образования дошкольников. Использование нетрадиционных методов рисования в ДОУ напрямую связано с возрастом ребенка. Так, в младшем дошкольном возрасте, как уже было сказано в предыдущем параграфе, уместно использование таких техник, как обрывание бумаги, рисование ладошкой, пальчиками и т.п. В старшем дошкольном возрасте нетрадиционные техники усложняются и направлены на дополнение художественного образа. К ним относят монотипию, кляксографию и др. [9, с. 15].
Работая с нетрадиционными техниками, воспитатель должен предоставлять ребенку возможность самостоятельно выбрать материал, которым он желает рисовать. Обычно рисуют угольками, простыми карандашами, цветными мелками, тушью, гуашью, сангиной, акварелью, цветными карандашами, пастелью. Также используют такие материалы, как глина, свечи из воска, клей, пластилин, ракушки и т.п. Рисуют на картоне, бархатной, белой или цветной бумаге, фольге, ткани, фанере. Данный материал должен находиться в свободном доступе ребенку всегда или хотя бы во время занятия рисованием [21, с. 44].
Нетрадиционные техники рисования вызывают интерес у детей, особенно у младших дошкольников, которые хотят знать все, что происходит вокруг них. Изображения с помощью целлофана, различных пробок, печатей, листьев деревьев, ягеля, соломки, травы, цветов интересны детям. Это своего рода творческая игра [36, с. 104].
Ранее уже были рассмотрены некоторые виды нетрадиционных методов рисования, применяемые в дошкольном возрасте. Рассмотрим еще несколько техник, которые также могут быть использованы в работе с дошкольниками.
Первый их них, это оттиск пробкой. Этот метод начинают использовать применимо к детям трех лет. Для такого рисования понадобится кусочек поролона, пропитанный краской, желательно гуашью. Также необходимы пробки и бумага. Ребенку очень интересно обмакивать пробку в поролон с краской и ставить отпечатки на листе бумаги.
Также применяют такой метод, как оттиск печатками из картофеля. Его также используют с трех лет, поэтому он идеально подходит для младших дошкольников. Здесь применяют те же средства, что и в предыдущей технике, только пробки заменяют печатками из картофеля. Способ нанесения тот же [19, с. 113].
Говоря о видах нетрадиционных техник рисования, следует упомянуть об этапах, которые будет проходить ребенок в освоении данных методик. Итак, он будет развивать свой талант, последовательно проходя следующие этапы:
1. Игровой этап. В этот период взрослый для ребенка – пример для подражания. Нельзя торопиться, так как интерес ребенка к занятиям рисованием может угаснуть из-за столкновения с первыми трудностями. На этом этапе ребенок лишь пробует тот или иной вид рисования, выбирая то, что ему придется по душе.
2. Раскрытие индивидуальности. Это этап, когда ребенок начинает заниматься в специальном кружке, и у него появляется возможность раскрыться.
3. Этап роста. В этот период можно наблюдать первые успехи малыша. Ребенку важно, чтобы был судья его успехов, и тот, кто поддержит материально и морально. В первом случае это воспитатель или педагог, во втором – родители. На этой стадии ребенку важно бывать на концертах, конкурсах, соревнованиях по предмету его деятельности, в нашем случае – рисованию нетрадиционными техниками.
4. Этап мастерства. Таких высот достигают лишь единицы. И это уже не относится к дошкольному возрасту. Настоящим мастером ребенок может стать уже в подростковом возрасте. Важно не допустить, чтобы у ребенка возникла «звездная болезнь» [46, с. 89].
Чтобы ребенок тянулся к творчеству, необходимо организовать его жизнь таким образом, чтобы она была интересна по своему содержанию. Изначально задачей воспитателя, проводящего занятие по рисованию нетрадиционными техниками, мотивировать своих воспитанников на выполнение поставленной задачи.
Важно развивать сенсорное восприятие детей дошкольного возраста и не только. Оно связано с цветом, формой, величиной предметов и явлений, а также их особенностями, характеристиками. Ну и, конечно же, не обойтись без эстетического воспитания, которое важно для того, чтобы ребенок замечал красоту в окружающем его мире, и мог выразить ее в рисунке [14, с. 95].
У изобразительного искусства есть собственный язык. Он и помогает художнику выразить свое отношение, свои чувства и мысли к действительности. По мнению И.Б. Астахова, язык искусства является частью художественной специфики [39, с. 24].
Воспитатель, работающий в ДОУ, просто обязан знать язык искусства. Это важно, потому что на занятиях по рисованию у детей формируется художественное восприятие. Поэтому уже младших дошкольников учат проявлять эмоциональную отзывчивость на готовые произведения искусства. Затем воспитатель учит детей передавать то, как художник рассказывает о окружающем мире. И, наконец, последним этапом является понимание средств образной выразительности.
Средствами выразительности являются:
– изобразительные средства, к которым следует отнести графику, живопись, скульптуру;
– неизобразительные средства, включающие в себя архитектуру и музыку [20, с. 72].
Таким образом, такие факторы, как возможность выбора, необычное начало работы, интересные задания, разнообразные материалы и прочее дают возможность сделать рисование веселым занятием. При этом развивается восприятие ребенка, эстетическая сторона его личности.
Результатом применения нетрадиционных способов рисования становится:
1) умение видеть прекрасное и отражать его в рисунке;
2) приобретать новые умения, знания, навыки в области изобразительного искусства;
3) умение самостоятельно найти тот художественный образ, который не будет повторяться;
4) умение чувствовать и применять линию, цвет, материал, форму [42, с. 77].
Если касаться вопроса о контакте родителей, психолога и воспитателя, то нетрадиционные техники рисования только помогают установить тесные взаимоотношения между ними. Новому в группе ребенку пережить тяжелую ситуацию знакомства [27, с. 216].
Детский психолог может использовать нетрадиционные способы рисования при проведении диагностики. Не важно, будет ли она проводиться с группой детей или индивидуально. Таким образом, нетрадиционные приемы рисования позволяют психологу сделать вывод об уровне тревожности ребенка, его познавательного развития, уровне агрессивности, конфликтности, демонстративности, обследовать эмоционально-личностную сферу, выявить наличие страхов. Также эти методы направлены на изучение уровня притязаний ребенка, способности находить выход из конфликтных ситуаций, на выявление характера отношений в семье, со сверстниками и взрослыми. В пример можно привести такие методики, как:
В изобразительной деятельности ребенок выражает свою индивидуальность, свое отношение к внешнему миру. С помощью нетрадиционных техник рисования, которые с младшими дошкольниками проводятся в виде игры, у детей повышается интерес к рисованию. Кроме того у них развивается воображение.
Нетрадиционные техники рисования используются не только на занятиях изобразительной деятельностью. Они могут стать частью любого урока и быть проведены во внеурочное время.
Воспитатели должны больше внимание уделять развитию творческих способностей младших дошкольников. Очень эффективными в этом случае окажутся нетрадиционные техники рисования. Они помогут детям преодолеть неуверенность в себе, избавиться от страхов, у них проснется интерес к изобразительной деятельности, они научатся выражать свое отношение к миру в образной форме.
Такие техники смогут развить творческое воображение ребенка: уже не будет простых узоров, останутся только полноценные рисунки. Поэтому не стоит отказываться от использования нетрадиционных техник рисования не только на занятиях художественным творчеством, но и на других уроках, а также во внеурочное время. Это поможет младшему дошкольнику раскрыть свой творческий потенциал. А занятие рисованием превратиться в забавную игру.
Целью нашего исследования стало изучение роли нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности дошкольников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!