необходимая оборона и ее значение в деятельности овд | Пример курсовой работы

необходимая оборона и ее значение в деятельности овд

Целью исследования является изучение основных теоретических и практических проблем реализации уголовно-правовых норм о необходимой обороне.

В Конституции РФ также определены полномочия органов государственной власти по принятию правовых актов, в том числе и тех, которые регламентируют деятельность ОВД (ст. ст. 76, 90, 104, 105, 115), принципы организации и деятельности государственных органов (законность, федерализм, гласность, самостоятельность, гуманизм, разделение властей и др.), в том числе, касающиеся деятельности ОВД. Весомую роль в регулировании деятельности ОВД играют федеральные конституционные и федеральные законы, которые прямо или опосредованно регулируют деятельность ОВД. В их ряду можно упомянуть кодифицированные акты, например, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.
В числе специальных федеральных законов, регулирующих деятельность ОВД, на первом месте стоит Закон «О полиции».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. В состоянии необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены ФЗ «О полиции», применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
К правовым основам применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия относятся: гл. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и т.д.
Наряду с вышеперечисленными нормативными актами, особую роль в определении правовых основ применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия играет уголовный закон. Глава 8 Уголовного кодекса РФ (обстоятельства, исключающие преступность деяния) выступает основанием при отражении или пресечении преступных посягательств сотрудниками полиции. Конечно же, только при строгом соблюдении условий правомерности применения данных обстоятельств, предусмотренных ст. 37-42 УК РФ, возможно сокращение неблагоприятных последствий и фактов превышения должностных полномочий сотрудниками полиции.
Итак, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права.
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физические или нравственные страдания.
Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном главой 5 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции».
Превышением пределов необходимой обороны сотрудником признается только умышленное причинение (ч. 3 ст. 37 УК РФ) тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 114 УК РФ) или умышленное причинение смерти (ч. 1 ст. 108 УК РФ).
Закон «О полиции» в отличие от ранее действовавшего закона «О милиции» более расширено определяет правовую основу применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Часть 1 ст. 18 закона гласит: «Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».
Дополнительно в ч. 3 этой же статьи содержится норма, позволяющая применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие при задержании лица, совершившего преступление.
В заключение хотелось бы отметить, что действующее законодательство в части порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия направлено на то, чтобы максимально обезопасить граждан от «произвола» сотрудников полиции и, на наш взгляд, даже в ущерб правам самих полицейских, которые при выполнении всех ограничительных требований закона в части применения силы, спец. средств и огнестрельного оружия вынуждены идти на риск, связанный с непредсказуемостью поведения задерживаемого лица.
Содержание статей ФЗ «О полиции» должно реально обеспечивать правовую защищенность сотрудников органов внутренних дел, а не выступать в качестве вспомогательного средства при толковании и применении законодательства о необходимой обороне или других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
Целью исследования является изучение основных теоретических и практических проблем реализации уголовно-правовых норм о необходимой обороне.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!