Нарушения монологической речи дошкольников | Пример курсовой работы

Нарушения монологической речи дошкольников

Цель исследования: изучение нарушения связной монологической речи у дошкольников с ОНР.

В своих исследованиях Выготский Л.С. описывает сложную схему аномального развития дошкольника, из которой следует, интеллектуальный дефект, либо дефект любого анализатора не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. [13, с. 166]. Эту взаимосвязь нарушений психических процессов исследователи часто обозначают как структуру нарушенного развития [36, с. 44]. Первичные нарушения ученые рассматривают как мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. Вторичными считаются нарушения в работе и развитии функций, которые связаны с первично нарушенной. Поэтому вторичные нарушения, в отличие от первичных, поддаются коррекции [36, с. 44].
Например, повреждение различных звеньев речевой системы, если будут отсутствовать специальные коррекционные мероприятия может вызвать некоторые вторичные и третичные отклонения.
Левина Р.Е. считает, что речь имеет тесную взаимосвязь с другими психическими процессами. Анализируя нарушения речи, она выделяет принцип связи речи с рядом сторон психического развития. Левина Р.Е. считает, что речь развивается в близкой взаимосвязи со всей психикой дошкольника, с разными психическими процессами, которые протекают в интеллектуальной, аффективно-волевой, сенсорной сферах. При этом данные связи проявляются и в нормальном, и в аномальном развитии. [30, с. 14].
Речь – ключевая психическая функция человека. Благодаря речи создаются специфически человеческие способы общественного контакта. Эти способы способствуют развитию высших форм познавательной деятельности. При овладении навыками речи, дошкольник получает способность к осознанию, планированию и регуляции своих действий, к понятийному мышлению, обобщенному отражению окружающей действительности. Именно поэтому отклонения в развитии речи оказывают огромное влияние на формирование всех психических функций [30, с. 7].
Отставание в проявлениях речи представляет собой основной признак общего недоразвития речи, который сразу же проявляется. Характерным для этого признака нарушения речи является появление первых слов только в 3-4 года (иногда в 5 лет). В этом случае речевая активность находится на низком уровне развития, речь носит неясный, нелогичный и нечеткий характер, что делает ее неразборчивой и, соответственно, затрудняет ее понимание. Кроме того, речь является агграматичной. Однако, важно отметить, что при проявлении этого признака недоразвития речи дети достаточно хорошо понимают речь других людей, которая обращена к ним. Облегчает ситуацию и знаковость ситуации.
При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени [45, с. 14].
По степени проявления речевого дефекта Р.Е. Левина условно выделяет три уровня речевого развития. Т.Б. Филичева выделяет еще и четвертый уровень речевого развития [43, с. 74].
Р. Е. Левина классифицировала 3 уровня речевого развития, которые отражают в целом компоненты языкового развития детей с ОНР:
У детей с первым уровнем речевого развития прослеживаются следующие признаки:
Ограничение речевых средств
Активный словарь детей составляет ограниченное обиходных число слов, однако они являются четко произносимыми. Кроме этого дети употребляют звукоподражания и звуковые комплексы.
Использование жестов, выполняющих указательную роль и мимики.
Использование одного и того же комплекса, целью которого служит обозначение интонаций, предметов и т.д. Разница значений показывается жестами.
У детей со вторым уровнем речевого развития прослеживаются следующие признаки:
Общение осуществляется с помощью употребления постоянного и ограниченного запаса самых необходимых слов.
Названия предметов, качеств и т.д. обозначаются дифференцированно.
Употребление в элементарных значениях в своей речи местоимений (иногда союзов и простых предлогов).
У детей с третьим уровнем речевого развития прослеживаются следующие признаки:
Неточное употребление большого количества лексических значений слов.
Преобладание в активном словаре детей имен существительных и глаголов.
Малое количество слов, которые обозначают качества, признаки, состояния предметов и действий.
Замена названия части предмета названием целого предмета, а также необходимого слова другим, сходным по значению.
Преобладание в свободных высказываниях простых распространенных предложений.
Наличие аграмматизма.
Неумение или слабое умение различать морфологические элементы, которые выражают значение числа и рода и т.д.
Все эти трудности выявляются более отчетливо во время обучения в школе, в результате чего создаются сложности при овладении письмом и чтении.
Изучение речи старших дошкольников позволило установить, что можно выделить дополнительную категорию детей. У детей с четвертым уровнем речевого развития прослеживаются следующие признаки:
Преобладание элизии (в сокращении звуков), иногда – пропуски слогов.
Парафазия (перестановка слогов и звуков).
Персеверация и добавления слогов и звуков.
Невнятность речи.
Смешение звуков
Отсутствие слов, которые обозначают флору и фауну, профессии, части тела.
Смешение родовых и видовых понятий (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки).
Таким образом, речь – ключевая психическая функция человека. Благодаря речи создаются специфически человеческие способы общественного контакта. Эти способы способствуют развитию высших форм познавательной деятельности. Речь имеет тесную взаимосвязь с другими психическими процессами и развивается в близкой взаимосвязи со всей психикой дошкольника, с разными психическими процессами, которые протекают в интеллектуальной, аффективно-волевой, сенсорной сферах. При этом данные связи проявляются и в нормальном, и в аномальном развитии. Повреждение различных звеньев речевой системы, если будут отсутствовать специальные коррекционные мероприятия, может вызвать некоторые вторичные и третичные отклонения.
На основе анализа работ отечественных и зарубежных специалистов мы выяснили, что существующая проблема развития связной монологической речи – наиболее “привлекательная” для многих специалистов. Это объясняется актуальностью исследования данной проблемы. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С, Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все ученые отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Согласно современной статистике, количество детей с нарушениями речевой деятельности постоянно растет. Связано это с множеством факторов: экономических, экологических, генетических.
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Исследование проблем связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) довелось проводить многим авторам. В их числе – В.П. Глухов, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюкова и др. В данном курсовом исследовании мы рассмотрели вклад каждого по отдельности.
Исходя из актуальности темы, целью данного исследования стало изучение нарушений связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Объектом исследования является изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: особенности связной речи у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: особенности связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи являются качественно разнообразными. Теоретические особенности связной монологической речи детей данной категории обуславливает необходимость изучения данного феномена.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезы в курсовой работе мы решили следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;
Дать характеристику детей с общим недоразвитием речи;
Изучить особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи;
Интерпретировать полученные данные.
Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение содержит в себе актуальность исследуемой проблемы, определение целей и постановка задач, имеется объект и предмет исследования и сформулированы методы и практическая значимость работы.
Первая глава дает литературный обзор данных в норме и по ОНР.
Вторая глава состоит из намеченных целей, задач и плана экспериментальной работы, а также обследования хода самой эмпирической работы по обследованию монологической речи дошкольников с ОНР. Представления методики исследования сформированности связной монологической речи дошкольников с ОНР. В конце дана интерпретация полученных данных констатирующего эксперимента.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 74 Выборгского района г. Санкт – Петербурга.
В данной курсовой работе мы рассмотрели особенности методики В.П. Глухова по формированию связной монологической речи у детей с ОНР.
Проведенный констатирующий эксперимент в МБДОУ № 74 Выборгского района г. Санкт – Петербурга позволяет отметить, что дети с ОНР испытывают значительные трудности, овладевая монологической речью, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о поисках более новых актуальных методов коррекционной работы с детьми ОНР.
Таким образом, в курсовой работе были решены все поставленные задачи, цель достигнута.
Цель исследования: изучение нарушения связной монологической речи у дошкольников с ОНР.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!