Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития налоговой системы РФ.

Введение и актуальность


Фискальная функция играет особую роль в финансировании государственных расходов. Регулирующая функция проявляется в государственном регулировании экономики. Следующая распределительная функция проявляется в том, что налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Посредством стимулирующей функции налогов осуществляется стимулирование социально-экономических процессов в обществе, а контрольной – контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов и построения финансовых отношений с государством. 5
Немаловажное значение имеет и социальная функция налогов, она выражается в поддержании социального баланса в стране, при помощи изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. В каждой стране конкретными формами проявления категории налога являются определённые виды налоговых платежей. Они устанавливаются законодательными органами власти данной страны, некоторые из них претерпевают изменения в соответствии с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на определённый период времени.
Изучение налога с правовой точки зрения формирует понятие налога как обязательного платежа, поступающего в централизованный государственный фонд. Как было сказано ранее, налоги в рыночной экономике занимают особое назначение формирование финансовых ресурсов на макроуровне, при этом поддерживая баланс в доходах населения и защищая социально уязвимые слои населения. Самые основные виды налогов это налоги на прибыль юридических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный налог и др. Эти налоги относятся к прямым налогам, обычно занимая доминирующее положение в доходной части государственного бюджета страны.
Наряду с этими налогами актуальными считаются и косвенные налоги, такие как акцизный налог и налог на добавленную стоимость. Известно, что современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги. 6
Прямые налоги рассматриваются, как налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги характеризуются, как налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. Здесь мы видим, что связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Нужно отметить, что косвенные налоги по большей части, являются основным инструментом регулирования и контролирования сферы производства, торговли. При помощи косвенных налогов более эффективно проводится политика протекционизма, с целью защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Механизм защиты можно наблюдать через варьирование налоговой ставки косвенных налогов на импортные товары, которые составляют конкуренцию товарам национальных производителей
Акцизный налог относится к одной из наиболее распространённой формы налогообложения во всём мире, является налогом на потребление, который выплачивается с лиц или домохозяйств на потребление товаров (услуг), это могут быть, например сигареты или бензин, налог с продаж и т.д. Налоги на потребление часто взимаются в виде налогов с продаж, налоги, которые платят потребители с поставщиками с точки продаж. Эти налоги могут быть применены к широкому кругу потребления товара или к конкретному товара в одиночку. При применении определенных товаров, называется акциз. Налогоплательщики могут уменьшить свои налоговые платежи через определенные налоговые льготы, фиксированные суммы, которые вычитаются из налогов. Налоговые льготы ‒ частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Обычно налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.
На практике применяются различные виды налоговых льгот, например в виде налоговых кредитов, кредиты имеющим детей (налоговый кредит на ребенка), кредит по уходу за детьми или пожилыми иждивенцами, для бедных и пожилых людей или инвалидов (кредит для пожилых людей или инвалидов), для оплаты расходов на образование членов семьи (образовательные кредиты), для найма сотрудников в качестве получателей благосостояния, ветеранов и других членов группы с высоким уровнем безработицы. В условиях финансовой глобализации обычно применяются налоговые льготы для иностранных инвесторов или предприятий, привлекающих иностранные инвестиции.
Правительство предоставляет налоговые льготы по определённым видам налогов, с учётом обеспечения эффективности деятельности данного хозяйствующего субъекта. Естественно, виды налогов, к которым применяются льготы, или применение льгот в виде снижения налоговых ставок устанавливаются со стороны государственных органов. Из практики видно, что эффективное функционирование налогов поддерживает бесперебойное функционирование налоговой системы страны, тем самым способствуя повышению рейтинга страны на мировом уровне, социально-экономическому развитию государства, а также улучшения жизни населения.7
Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением становления и развития налогов в мировом обществе, а также изучены виды и функции налогов в мировой экономике.

Заключение и вывод


В заключение работы подведем итоги и сделаем выводы:
Налоговая система России на современном этапе находится в плачевном состоянии: призванная не только обеспечивать государство финансовыми ресурсами, но и способствовать развитию бизнеса в стране, она не справляется со своими обязанностями. Установленные налоговые ставки препятствуют развитию предприятий, специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса вызывают сомнения; а ведь именно финансовое благополучие коммерческих организаций выступает показателем состояния финансовой системы России.
На первый взгляд, решение данного вопроса кажется очевидным: если налоговые ставки непосильны для организаций, их следует снизить. Однако, сравнивая налоговую систему России и европейских государств, можно обнаружить следующий парадокс: в странах Европы налоговые ставки на прибыль организации доходят до 38% (Франция), 34% (Бельгия), 30% (Германия), при этом бизнес успешно справляется с налоговой нагрузкой и передаёт в бюджет стран значительные средства. В России же налоговая ставка установлена в размере 20% и, казалось бы, развитие бизнеса в стране не должно отставать от уровня европейских стран. Но что мы видим на самом деле? Для того чтобы бизнес успешно развивался и справлялся с налоговой нагрузкой, необходимо дать ему возможность наращивания своих капиталов, что возможно воплотить в жизнь с помощью налоговых льгот.
К примеру, в европейских странах организации вправе уменьшать сумму налога на прибыль на размер инвестиционных расходов. В Англии компаниям разрешено использовать около 10% корпорационного налога для заранее оговоренных законом инвестиций. Иными словами, организациям даётся возможность сохранять часть своей прибыли для расширения своего производства. Возможно, именно в этом кроется причина дифференциации результатов действия налоговой системы стран ЕС и России.
Для малого и среднего бизнеса Российское налоговое законодательство предусматривает снижение налоговой нагрузки ввиду применения специальных налоговых режимов, призванных способствовать развитию бизнеса. И, казалось бы, наличие таких систем является действенной мерой помощи малому предпринимательству со стороны государства.
В 2016 году Единый налог на вменённый доход может повыситься на 15, 9%, что следует из проекта приказа о повышении коэффициентов-дефляторов, опубликованного на сайте Министерства экономического развития. Такое повышение превышает прогнозируемую инфляцию по итогам года на 4%. Повышение ставки ЕНВД может вернуть страну в конец 90-х годов, когда ввиду большой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, малый и средний бизнес стал уходить в тень, формируя теневую экономику, а налоговые поступления в бюджет стали значительно снижаться. Именно такая ситуация в те годы послужила толчком к реконструированию налоговой системы. Получается, что повышение ставок для малого и среднего бизнеса может вернуть страну обратно к ситуации, когда налоговая система не справлялась со своими функциями и нуждалась в реформах.
В современной экономической ситуации ухудшение в налоговой сфере может стать губительным фактором для экономики России, ведь налоги являются основным источником финансирования деятельности государства. Страна нуждается в доработке налоговой политики, однако такие изменения необходимо проводить крайне осторожно, опираясь на опыт прошлых лет, иначе желание сделать лучше может обернуться ухудшением экономической ситуации в стране.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ