Налогообложение физических лиц: анализ действующего порядка и совершенствование в РФ | Пример курсовой работы

Налогообложение физических лиц: анализ действующего порядка и совершенствование в РФ

Цель курсовой работы – проанализировать действующую систему налогообложения физических лиц и ее совершенствование.

При этом лица, имеющие право на льготу по данному налогу, обязаны самостоятельно представить необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика (п.4,7 ст.5 Закона № 2003-1).
Кроме того, от уплаты данного налога освобождены индивидуальные предприниматели, применяющие один из специальных режимов налогообложения.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

1.2 Транспортный налог в России

Транспортный налог не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства.
В подпункте «б» п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского, железнодорожного транспорта.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются:
Организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а также физические лица, которым переданы транспортные средства на основании доверенности.
Основанием для начисления налога являются сведения, поступающие в ИФНС из местных органов ГИБДД — регистрация нового автомобиля, сделки по купле-продаже, снятие с учета ввиду утилизации и пр. Если и до тех пор, пока транспортное средство числится за гражданином по данным ГИБДД, налог будет начисляться и обязанность по уплате налога будет за этим гражданином.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога. Регулирование порядка исчисления и уплаты транспортного налога происходит в рамках 28 главы НК РФ (Транспортный налог).
Платить транспортный налог должен тот, на кого зарегистрирована машина или иной транспорт. Традиционно оформляют такое имущество на собственников (ст. 357 НК РФ, п. 20 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001).
Транспортный налог является региональным. Субъекты России в своих законах устанавливают конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты. Также регионы на свое усмотрение могут предоставлять льготы, вплоть до полного освобождения от уплаты транспортного налога (ст. 356 НК РФ).
Налогом облагаются транспортные средства, которые перечислены в п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ. В частности, это самоходный наземный, воздушный и водный транспорт.
Главное, чтобы имущество было зарегистрировано в ГИБДД или Гостехнадзоре.
Некоторые виды транспорта всегда освобождены от уплаты налога (п. 2 ст. 358 НК РФ). Например, это:
– весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;
– легковые автомобили для инвалидов;
– промысловые морские и речные суда;
– тракторы, самоходные комбайны всех марок, спецмашины (молоковозы, скотовозы и т.д.), используемые сельхозпроизводителями для производства сельхозпродукции.
Категория транспортного средства напрямую влияет на ставку налога. Например, для легковых и грузовых автомобилей даже базовые ставки отличаются.
Категории транспортных средств перечислены в ст. 361 Налогового кодекса РФ. В частности, это легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы и др.
При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Об этом сказано в Письмах Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, ФНС России от 15.02.2012 N БС-4-11/2450 и др.
Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС. Тип транспортного средства – это характеристика автомобиля с учетом его конструкторских особенностей и назначения (грузовой, легковой, автобус и т.д.). Категорий транспорта можно выделить пять:
1) A – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
2) B – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
3) C – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Если данные о категории (типе) транспортного средства из ПТС не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (Письмо ФНС России от 01.12.2009 N 3-3-06/1769).
Налоговой базой является (ст. 359 НК РФ):
– мощность двигателя в лошадиных силах – для транспорта с двигателями (за исключением воздушных транспортных средств с реактивными двигателями);
– валовая вместимость в регистровых тоннах – для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
– паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы – для воздушных транспортных средств с реактивным двигателем;
– единица транспортного средства – для остальных водных и воздушных транспортных средств.
Налоговую базу определяют отдельно по каждому транспортному средству.
Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ).
Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ.
Для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах. Количество календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года.
В заключении, можно сделать следующие выводы. Система налогообложения имущественных налогов в целом нуждается в совершенствовании.
Произведен сравнительный порядок налогообложения имущества физических лиц в России.
Отражена сущность налога на имущество физических лиц в России. Показан порядок исчисления и уплаты транспортного налога в России. Рассмотрен земельный налог в России. Выявлены проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ. Найдены пути совершенствования налогообложения имущества физических лиц, применив зарубежный опыт.
Чтобы решить проблемы налогообложения физических лиц в России можно использовать опыт развитых европейских стран, провести администрирование объектов налогообложения по земельному и имущественному налогам, пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков, например, переход к уплате единого местного налога на недвижимость собственниками недвижимости, как во Франции и США.
Система налогообложения недвижимости хорошо зарекомендовала себя с точки зрения выполнения фискальной, стимулирующей и социальной функций.
Объединение платы за землю и налогов на недвижимость, предлагаемое в качестве основополагающего принципа реформы налогообложения недвижимости, позволит существенно сократить расходы на администрирование налога и с помощью методов оценки рыночной стоимости всей недвижимости в совокупности (земли и строений) устанавливать такое налоговое бремя, которое сделает объективно невыгодным неэффективное использование объектов недвижимости.
– для упрощения процедуры взимания налогов на недвижимость стоит рассмотреть вопрос о едином налоге, объединяющим налог на имущество и земельный налог, налог на недвижимость.
Тем не менее, введение налога на недвижимость позволит сократить число имущественных налогов, упростить процедуру их исчисления, улучшить администрирование и сократить расходы на него. Подобная реформа также позволит вывести из-под налогообложения активную часть основных средств организаций, сделав налогообложение прозрачным, и как следствие – приведет к развитию производства и увеличению инвестиций.
К основным путям совершенствования транспортного налога, а также повышения собираемости данного налога, можно путем образования дорожных фондов:
– во-первых, с целью наиболее эффективного и прозрачного использования средств, направляемых на строительство и ремонт дорог, необходимо в обязательном, а не рекомендательном порядке создать муниципальные дорожные фонды, аналогично региональным.
– во-вторых, четко установить, что средства Федерального дорожного фонда расходуются исключительно на ремонт и содержание дорог федерального значения, средства регионального дорожного фонда соответственно на дороги регионального или межмуниципального значения, а муниципального дорожного фонда на дороги местного значения.
– в-третьих, необходимо аккумулировать все денежные поступления от различных источников пополнения исключительно в Федеральном дорожном фонде, а затем перераспределять их между остальными. Кроме того, перечень источников пополнения Федерального дорожного фонда должен быть открытым и подвергаться редактированию в зависимости от изменений законодательства.
Цель курсовой работы – проанализировать действующую систему налогообложения физических лиц и ее совершенствование.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!