Налоги как фактор экономической безопасности

Цели и задачи

Целью работы является анализ налогов, как фактора экономической безопасности.

Введение и актуальность


Местными налогами и сборами называются обязательные платежи, которые взимаются гос органами и поступают исключительного в бюджеты муниципальных единиц. К ним относятся бюджеты сел, городов, районов, округов и т. д. Местные платежи и вид бюджета, в который будут направлены все поступления от них, определяются Налоговым кодексом и нормативными актами представителей муниципальных образований.
В четвёртом пункте статьи 12 НК РФ указано, что местные налоги и сборы — это платежи, закреплённые во второй части кодекса и дополняемые законами органов муниципального самоуправления. Также им переданы полномочия по введению и упразднению этих платежей.
Относятся к органам муниципального самоуправления:
представительные органы муниципальных образований;
представительные органы муниципальных районов (поселений);
представительные органы городских районов (округов).
Таким образом, все виды населённых пунктов и даже внутренние их районы выступают в качестве муниципалитетов. Исключение составляют Санкт-петербург, Москва и Севастополь — как города федерального значения они отнесены к субъектам России, но тоже реализовывают и упраздняют муниципальные налоги и сборы.
Все муниципалитеты наделены правом детализировать порядок расчета налогового базы, налоговые ставки, перечень налоговых льгот, правила и сроки перечисления.
В пункте 7 статьи 12 зафиксированы полномочия муниципалитетов наряду с региональными субъектами по принятию правовых актов, вводящих специальные режимы. По сути спецрежимы — также платежи местной ступени, однако для них использована иная терминология.
Статья 15 приводит все существующие местные налоги и сборы:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог;
торговый сбор.
Последний платёж появился в кодексе с принятием соответствующих поправок в 2014 году. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города - субъекта РФ: Москва, Санкт-петербург и Севастополь (а на практике он введён только в Москве).
Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.
В современном виде налоговой системы прослеживается тенденция уменьшения закреплённых в законодательстве местных налогов, так как это упрощает налоговую систему. С другой стороны, государство уменьшает количество экономических рычагов, которыми бы могло воспользоваться в случае ухудшения экономики страны. В любых государствах большая часть расходов ложится на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. При всем этом для обеспечения доходной базы бюджетов различных уровней особую роль играют налоги. Местные бюджеты имеют важное значение в обеспечении комплексного развития территории, повышения жизненного уровня граждан.
Главное предназначение местных налогов и сборов – наполнение бюджетов муниципальных объединений. Однако, они не в состоянии полностью обеспечить потребности муниципальных органов и обеспечить их финансовую независимость, поэтому местные налоги дополняют региональные и федеральные.
В современных условиях налоговое регулирование должно быть адекватным глобальным вызовам, и оно должно играть основную роль в развитии импортозамещения, создавая благоприятные условия для подъема отечественной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Экономическая безопасность России сегодня напрямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования. При выборе методов и инструментов такого регулирования целесообразно применять те из них, которые не приведут к дальнейшей макроэкономической дестабилизации, и которые не придется отменять на этапе очередных экономических реформ.

Заключение и вывод

Важнейшей частью безопасности общества и страны в целом, является экономическая безопасность. Она обеспечивает независимость государства в экономическом отношении от различных внешних сил, выполнение необходимой обществу социальной политики, защищает от воздействия в том числе и природных разрушительных факторов, способных оказать негативное влияние, как на отдельного индивидуума, так и на экономику страны в целом. Стоит понимать, что формирование эффективной системы и качественной экономической безопасности страны позволяет быстро реагировать на кризисные ситуации с целью обеспечения выполнения национальных интересов государства.
Вопрос экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время стоит особенно остро ввиду сложившейся политической ситуации в мире. Экономика России, находящаяся под давлением санкций, становится менее стабильной, и обеспечение экономической безопасности является одним из ключевых условий ее укрепления.
Налоги и сборы в настоящее время являются центральной осью в существовании абсолютно любого государства и важнейшей частью проводимой политики экономической безопасности. В условиях современной рыночной экономики, налоги можно назвать одной из главных возможностей для осуществления государственного влияния на различные процессы, которые протекают в экономике, ведь именно они обеспечивают пополнение бюджетов на всех уровнях для обеспечения нормального функционирования страны.
При этом обязательно требуется, чтобы граждане государства понимали необходимость уплаты налогов, ведь налоги можно назвать скорее не отъёмом денежных средств у населения со стороны государства, а неким справедливым платежом за потребляемые блага и перераспределением финансов от более богатых слоёв населения к более бедным. Также граждане страны должны быть в курсе того, что неуплата налогов является очень серьёзным преступлением.
Без собирания налогов, государство не способно осуществлять полноценную деятельность. При этом важно отметить тот факт, что несмотря на разные политические строи, на разную суть налогов и сборов в разные исторические времена, экономический фундамент является неизменным и состоит в обязательности изъятия части дохода у населения и хозяйствующих субъектов, в пользу страны для формирования централизованных финансовых ресурсов.
Из-за того, что налоговая система является динамичной, она должна постоянно опираться на комплекс факторов и оперативно реагировать на все изменения, соответствовать новым условиям функционирования. Для этого органы государственной власти определяют основные направления развития налоговой политики в стране, где описываются результаты прошлых периодов, а также определяются направления на будущее. Неизменными должны оставаться такие условия взаимодействия общества и бизнеса, как профессиональное выполнение своих обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, выражаемый именно через налоговую ответственность, и традиционные моральные, этические, выраженные в праве устои общественной и экономической деятельности.
В последние годы в условиях экономических санкций, введенных западными странами, определенной девальвации национальной валюты и прочих негативных ФНС демонстрирует позитивную динамику собираемости налогов в абсолютных величинах.
В 2017 году была начата планомерная работа по модернизации отечественной налоговой системы. Делается это путем внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Основная цель изменений состоит в том, чтобы обеспечить стабильность налоговой системы и эффективность деятельности налоговых органов в условиях нестабильности современного мира.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ