Налоги и налогообложение. | Пример курсовой работы

Налоги и налогообложение.

Целью работы является анализ налогов и их роли в рыночной экономике.

Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.
Несмотря на своё название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья.
Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.
Региональные налоги. Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Местными налогами и сборами называются обязательные платежи, которые взимаются гос органами и поступают исключительного в бюджеты муниципальных единиц. К ним относятся бюджеты сел, городов, районов, округов и т. д. Местные платежи и вид бюджета, в который будут направлены все поступления от них, определяются Налоговым кодексом и нормативными актами представителей муниципальных образований.
В четвёртом пункте статьи 12 НК РФ указано, что местные налоги и сборы — это платежи, закреплённые во второй части кодекса и дополняемые законами органов муниципального самоуправления. Также им переданы полномочия по введению и упразднению этих платежей.
Относятся к органам муниципального самоуправления:
представительные органы муниципальных образований;
представительные органы муниципальных районов (поселений);
представительные органы городских районов (округов).
Таким образом, все виды населённых пунктов и даже внутренние их районы выступают в качестве муниципалитетов. Исключение составляют Санкт-петербург, Москва и Севастополь — как города федерального значения они отнесены к субъектам России, но тоже реализовывают и упраздняют муниципальные налоги и сборы.
Все муниципалитеты наделены правом детализировать порядок расчета налогового базы, налоговые ставки, перечень налоговых льгот, правила и сроки перечисления.
В пункте 7 статьи 12 зафиксированы полномочия муниципалитетов наряду с региональными субъектами по принятию правовых актов, вводящих специальные режимы. По сути спецрежимы — также платежи местной ступени, однако для них использована иная терминология.
Статья 15 приводит все существующие местные налоги и сборы:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог;
торговый сбор.
Последний платёж появился в кодексе с принятием соответствующих поправок в 2014 году. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города – субъекта РФ: Москва, Санкт-петербург и Севастополь (а на практике он введён только в Москве).
Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.
В современном виде налоговой системы прослеживается тенденция уменьшения закреплённых в законодательстве местных налогов, так как это упрощает налоговую систему.
С другой стороны, государство уменьшает количество экономических рычагов, которыми бы могло воспользоваться в случае ухудшения экономики страны. В любых государствах большая часть расходов ложится на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. При всем этом для обеспечения доходной базы бюджетов различных уровней особую роль играют налоги. Местные бюджеты имеют важное значение в обеспечении комплексного развития территории, повышения жизненного уровня граждан.
Главное предназначение местных налогов и сборов – наполнение бюджетов муниципальных объединений. Однако, они не в состоянии полностью обеспечить потребности муниципальных органов и обеспечить их финансовую независимость, поэтому местные налоги дополняют региональные и федеральные.
2. Анализ деятельности налоговой системы РФ
Без собирания налогов, государство не способно осуществлять полноценную деятельность. При этом важно отметить тот факт, что несмотря на разные политические строи, на разную суть налогов и сборов в разные исторические времена, экономический фундамент является неизменным и состоит в обязательности изъятия части дохода у населения и хозяйствующих субъектов, в пользу страны для формирования централизованных финансовых ресурсов.
По уровню установления в РФ выделяются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Общий порядок начисления и уплаты для налогов, независимо от уровня, прописывается в первую очередь в НК РФ. Кроме того, по региональным и местным налогам конкретные правила утверждаются местными органами власти. Порядок, в соответствии с которым основные виды налогов в РФ распределяются между уровнями бюджета, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Данное распределение используется правительством для стимулирования развития тех или иных регионов или отраслей экономики.
В процессе создания ВВП страны, распределение между владельцами факторов производства посредством косвенных и прямых налогов происходит изъятие доходов в пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП. Именно в этом и заключён смысл налогообложения государства. Налоговые доходы традиционно являются доминирующим источником во всех странах, доля которых может достигать 90%. Налоги обладают всеми признаками государственных финансов.
В рыночной экономике налоги выполняют важную роль, а значит без налаженной чётко действующей налоговой системы, отвечающая по всем условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика в стране невозможна.
В истории развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций государству необходима определённая сумма средств. Необходимый размер налогов определяется расходами государства на исполнение его функций: здравоохранение, оборона, суд. Чем больше функций у государства, тем больше налогов оно должно собирать с населения и хозяйствующих субъектов страны.
Для достижения целей налогового контроля необходимо усилить внимание к проблеме согласованности контрольной деятельности компетентных органов в сфере налогообложения. Требуется добиваться повышения эффективности налогового контроля, что должно быть обеспечено посредством разработки и утверждения порядка взаимодействия правоохранительных и налоговых органов (с учётом актуального налогового законодательства), а также за счёт внедрения новых и совершенствования существующих программных комплексов, используемых налоговыми органами.
Из-за того, что налоговая система является динамичной, она должна постоянно опираться на комплекс факторов и оперативно реагировать на все изменения, соответствовать новым условиям функционирования. Для этого органы государственной власти определяют основные направления развития налоговой политики в стране, где описываются результаты прошлых периодов, а также определяются направления на будущее. Неизменными должны оставаться такие условия взаимодействия общества и бизнеса, как профессиональное выполнение своих обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, выражаемый именно через налоговую ответственность, и традиционные моральные, этические, выраженные в праве устои общественной и экономической деятельности.
В последние годы в условиях экономических санкций, введенных западными странами, определенной девальвации национальной валюты и прочих негативных ФНС демонстрирует позитивную динамику собираемости налогов в абсолютных величинах.
В 2017 году была начата планомерная работа по модернизации отечественной налоговой системы. Делается это путем внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Основная цель изменений состоит в том, чтобы обеспечить стабильность налоговой системы и эффективность деятельности налоговых органов в условиях нестабильности современного мира.
Кроме того, в целях поддержки малого предпринимательства, существование которого жизненно необходимо для эффективного развития экономики государства планируется более сбалансированная и эффективная льготная политика. Параллельно с этим существенно усиливается контроль в степени соблюдения субъектами налогового законодательства их обязанностей.
При этом, в налоговой системе нашей страны видны еще достаточно значительные проблемы. Для их решения и эффективного развития требуется увеличить возможности регионов, в первую очередь в вопросах введения и отмены региональных и местных налогов. Кроме того, для налоговых льгот необходимо установить четкие временные рамки.
Целью работы является анализ налогов и их роли в рыночной экономике.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!