Нация и этнос

Нация и этнос

Содержание

  • Введение
  • 1. Этническая общность
  • 1.1 Этнос и его признаки
  • 1.2 Происхождение этноса
  • 1.3 Социально-этнические общности
  • 2. Нация
  • 2.1 История происхождения и становление нации
  • 2.2 Этнонация
  • 3. Национальность
  • 3.1 Понятие «национальность» в понимании философов
  • 3.2 Понятие «национальность» с точки зрения историков
  • 4. Национализм
  • 4.1 История происхождения национализма и его виды
  • 4.2 Типология национализма
  • 4.3 Школы национализма
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Социальные и этносоциальные отношения представляют собой взаимодействие людей, индивидов по поводу своей национальности, своей этнической общности. Каждый человек хоть раз в день, но произнесет слово «народ». «Народ», или этнос (ethnos), особая, исторически возникшая разновидность социальной общности людей. Эти отношения накладываются на иные социальные отношения людей. Но кроме этого данные отношения выражают принадлежность к определенной народности, племени, нации, одним словом, к определенному этносу. Поэтому предметом этнической социологии является взаимодействие людей, их поведение в сфере социальных и этнических отношений одновременно.

Это обстоятельство говорит, во-первых, о том, что эти отношения касаются практически всех сторон жизни любого этноса. Во-вторых, они (отношения) складываются самым различным образом, нередко противоречиво и запутанно.

Разобраться в сущности социально-этнических отношений общества можно только при помощи совокупности понятий: «этническая общность», «этнос», «нация», «народность», выражающих сущность предмета этнической социологии.

Научное содержание понятия «нация» является предметом длительных и малопродуктивных дискуссий, несмотря на участие в них многих крупных ученых и публицистов как в прошлом (М. Вебер, П.А. Сорокин, И.А. Бердяев и др.), так и в современном обществознании (Л.Н. Гумилев, Э. Смит и др.). До недавнего времени в обществознании господствовало и сохраняет свои позиции понимание нации как реальной общности. В этом случае нация рассматривается как коллективный индивид, обладающий базовыми потребностями, (само) сознанием, общей волей и способный на единое и целенаправленное коллективное действие. Одной из таких потребностей является обеспечение условий своего сохранения и развития, и из этой потребности вытекает стремление к автономии и независимости в форме отдельного «национального государства». Феномен национализма в данном случае представляется как общественно-политическое явление, в котором нации являются основными авторами.

Кто и как бы ни оценивал национализм с точки зрения морали, большинство все же признает его огромную историческую роль в становлении многих наций и государств. Многие исследователи указывают на тот кажущийся им очевидный факт, что только на протяжении последних полутора — двух столетий благодаря национализму была консолидирована Франция, объединены Италия, Германия, восстановлена политическая независимость Польши, Финляндии, Чехословакии, Греции, завоевана независимость многими народами Азии, Африки и Латинской Америки, сюда можно отнести и бывшие советские республики. Считается, что именно национализм подорвал и стер с карты Земли такие великие мировые империи, как Османская, Австро-Венгерская, Российская, Британская. Необходимо отметить, что многие великие успехи в науке и технике, литературе и искусстве были в значительной мере обусловлены национализмом. Даже великие религиозные учения — христианство, мусульманство, буддизм — хотя и были интернациональными, на деле, как считают немало исследователей, служили, прежде всего, если не прямо националистическим, то, по меньшей мере, национальным целям.

Задачу притягательности национализма пытались решить многие умы. Проблеме национализма, поискам его корней и истоков, раскрытию природы и сущности этого явления посвящены сотни книг, и, тем не менее, нельзя утверждать, что эта загадка раскрыта.

В конце 90-х годов 20 века — начале 21 века национализм стал наиболее ярко выражен в политической и социальной жизни России. Актуальность этих проблем неоспорима, так как в настоящее время взрыв национальной нетерпимости приобрел новую силу и нашел отражение в националистических партиях и в агрессивных молодежных группировках скинхедов.

1. Этническая общность

1.1 Этнос и его признаки

Этническая общность — устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью.

Нередко этнические общности складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки). Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этнической общности в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения.

Основным типом этнической общности является этнос. Существует множество определений понятия этнос, в которых фиксируются такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь.

В социологии принято, что этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры включая язык и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей.

Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса. Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. То есть отнюдь не каждый индивидуум наделен всеми присущими этносу чертами характера. И все же он должен нести в себе некоторые основные черты этноса в том или ином варианте. В пользу реальности характера народа, особенности психики этноса служит тот факт, что часто одни и те же чувства горе, радость, удивление и др. переживаются представителями разных этносов в своей особенной форме.

Важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.

1.2 Происхождение этноса

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

Другой взгляд на происхождения этноса высказывает Ван Ден Берг. Он полагает, что этнические группы произошли на основе генетического родства в прошлом. Естественный отбор способствует сплочению организмов, ибо поддерживая себе подобных, тем самым содействует выживаемости. Этот исследователь объясняет этничность как расширенную форму родственного отбора и связи. Ван Ден Берг говорит о необыкновенной глубине этнических корней и утверждает, что по силе с ними не могут сравниться ни классовая, ни религиозная принадлежность.

1.3 Социально-этнические общности

Социально-этническая общностьэто исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Племятип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов (род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти).

Народностьтип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве. Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов.

С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.

Нацияисторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

2. Нация

2.1 История происхождения и становление нации

Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Но образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Процессы формирования нации объективно связаны с образованием государств. Поэтому К. Каутский классической формой государства считал национальное государство. Однако судьба далеко не каждой нации связана с государственностью, скорее это идеальное совпадение. Согласно концепции К. Каутского, важнейшими факторами консолидации людей в нацию были товарное производство и торговля. Большинство современных наций зарождались в процессе складывания буржуазных отношений (с IX-XV вв.), однако формировались и развивались они и до капитализма. В странах, где развитие было на столетия заторможено колониализмом, этот процесс продолжается и по настоящее время.

Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры.

На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

2.2 Этнонация

Этнонация понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» в рамках немецкого «народнического» и расистского национализма XVIII-XIX веков. Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

Начиная с 1950-х годов ХХ века, теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно — в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже — в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке — ХХ веке.

2.3 Соотношение понятий «этнос» и «нация»

Чаще всего в обыденной речи понятия этнос и нация употребляют как синонимы, как равнозначные понятия.

Дискуссии вокруг употребления понятий этнос и нация возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы. Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация. Такова, например, позиция Ю.И. Семенова. Он считает, что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.

Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей, таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа менталитет, этнические стереотипы и т.д. Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере.

Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория, на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства. В результате борьбы этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению.

3. Национальность

Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности; сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик.

3.1 Понятие «национальность» в понимании философов

«Национальность — историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры. Ни территория, ни государственная принадлежность, ни кровь и антропологический тип, ни быт, ни даже язык сами по себе не являются признаками, отличающими представителя одной национальности от представителя другой…». (Н. Бердяев)

Существуют две противоположные точки зрения существования национальностей. Одни считают, что национальность — атавизм. Отождествляя себя с той или иной национальностью, человек ограничивает себя рамками этой национальности, а это всего лишь еще одно ограничение свободе мышления и развития. Другие, что она — ценность.

Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы. Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности.

3.2 Понятие «национальность» с точки зрения историков

Энтон Д. Смит говорил: «Национальность — это группа людей, имеющая имя, мифы об общих праотцах, общие исторические воспоминания, один или несколько элементов общей культуры, связь с родиной и определенную степень солидарности, по крайней мере, среди элиты».

Одна национальность может состоять из нескольких расовых типов, а чаще всего из их гибридов. Начиная от «Великого переселения народов» и до нашего времени происходило значительное смешение рас и на определенных этапах исторического развития национальность человека определялась в разных странах различным образом.

В гитлеровской Германии национальность определялась исходя из национальной принадлежности предков и биологически — по внешним признакам. В России до начала XX века вопрос об этнической принадлежности человека практически не возникал, хотя в именной ведомости об учениках и в аттестате зрелости были сведения о вероисповедании. С 1850 г. в ведомости появились графа о национальности студентов иностранного происхождения, а в документе административного учета жителей города фигурировали ещё и сведения о евреях. В паспортах графа «национальность» появилась только при советской власти, в рамках борьбы с любой религией. При этом гражданин при получении паспорта делал выбор исходя из национальности своих родителей. В настоящее время уже во многих странах в паспортах национальность не указывается, а только гражданство.

4. Национализм

4.1 История происхождения национализма и его виды

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Термин «национализм» впервые ввели в употребление в XIX веке философ Гердер и аббат Баррюэль. Наиболее ранним его проявлением стала революция в Англии. Подъём национализма совпал с возникновением либерализма, и на протяжении длительного периода обе идеологии развивались в связке друг с другом. Ярким проявлением национализма явилась борьба элит Нового Света против испанского колониализма. Однако наиболее мощными всплесками стали революции в Америке и Франции. К 1815 г. национализм уже был одной из ведущих идеологий в мире.

нация этнос национализм идеология

Многие исследователи утверждают, что национализм есть идеология и политика, активно использующие в своих целях национальные чувства и эмоции. Снайдер различает четыре типа национализма:

1. интегрирующий национализм (1845 — 1871). В этот период национализм представлял собой объединяющую силу, которая способствовала объединению феодально-раздробленных народов (Италия, Германия);

2. разъединяющий национализм (1871 — 1890). Успехи национализма в деле объединения Италии и Германии стимулировали борьбу за национальную независимость народов, входящих в Османскую, Австро-Венгерскую и другие империи, что привело к их распаду;

3. агрессивный национализм (1900 — 1945). Первая половина 20 века стала свидетелем острого конфликта противоположных национальных интересов, вылившегося в две мировые войны;

4. современный национализм (1945 — н. в.). Новый национализм заявил о себе путем антиколониальных революций. Этот период отмечен распространением национализма в глобальном масштабе.

Хейс выделяет следующие типы национализма:

1. якобинский;

2. традиционный;

3. либеральный;

4. интегральный.

5. экономический.

Обе классификации ничего не объясняют и только служат подтверждением тому, что национализм есть политика и идеология, использующие национальные чувства для достижения своих целей.

Э.А. Поздняков предлагает расширенную классификацию и выделяет следующие виды:

1. национализм этнический — это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение;

2. национализм державно-государственный — это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к проведению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом таковых же других наций. Нередки случаи, когда большие нации играют роль угнетателей малых народов внутри и вовне. Политика и идеология таких наций получила в политической литературе название великодержавной. В этом случае державно-государственный национализм входит обычно в конфликт с национализмом этническим;

3. бытовой национализм — это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп.

4.2 Типология национализма

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.

Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

а) государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации;

б) либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека.

Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ.

Классификация:

а) культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни;

б) примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью».

в) крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам, признаётся социально опасным явлением.

4.3 Школы национализма

Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.

Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента.

С точки зрения модернизма, нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую.

Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма является этническая принадлежность. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями и мифами о предках.

Заключение

На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями. Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.

В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни.

Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации. Иногда национализм выступает как патриотическое чувство, иногда как агрессия против другой нации, как ее дискриминация. Проявление национализма зависит от того, с какой политической идеологией его соединяют, в каком свете он выступит, зависит от того, какую политику проводит государство.

Список использованной литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2009. — 320 с.

2. Андерсон Б., Бауэр О. , Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2008. — 416 с.

3. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М.: Канон+, 2011. — 400 с.

4. Баркашев А.П. Азбука русского национализма. М., 2004. — 220с.

5. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 2010. — 320с.

6. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. — М.: Прогресс — культура, 2008. — 128с.

7. Строганов В.И. Русский национализм, его сущность, история и задачи. — М., 2007. — 87с.

8. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2008. — 508 с.

9. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. — Финансы и статистика, 2009. — 336 с.

10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. — М. 2006. — 208 с.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ