[rank_math_breadcrumb]

начале XX вв

Цель работы – формирование общей картины русских празднеств в конце XVIII – начале XX вв.

Ко Дню Святой Троицы – Пятидесятницы (сошествие Святого Духа перед апостолами в пятидесятый день после Пасхи) – была приурочена часть цикла весенне- летних языческих обрядов, связанных с культом предков и почитанием растительных сил, отчего троицкая неделя получила в народе название зеленой. Символом Троицы была береза. Ее ветками украшались дома и дворы, храмы; с березовыми ветками и букетами, составленными из полевых цветов шли на богослужение. После посещения церкви девушки надевали на головы березовые венки с цветами, и шли в лес развивать завитую накануне березку. Березу убирали лентами, цветами, кумились под ней, делали совместную трапезу. После этого, срубив ее, обносили вокруг деревни, втыкали в землю на улице и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни, начинались игры. Вечером березку очищали от всех украшений и топили в воде. Потом совершали гадания на венках, опущенных в воду, на травах, на куковании кукушки. Весь период этого времени с понедельника на троицкой неделе до понедельника следующей за ней недели назывался «русальей неделей», в которую особенно следовало бояться русалок. Праздник Рождение Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя) совпадал с днем летнего солнцестояния, летнего солнцеворота, что наложило на него свой отпечаток. В народе он получил название Иван Купала, Иванов день, Иван Травник, Иван цветной, Купальский день, практически со всеми языческими обрядами, которые были в эти дни до принятия христианства.
Христианские праздники были наполнены различными языческими повериями; в них искали покровительства в различных областях жизнедеятельности, они служили ориентирами в явлениях природы, хозяйственных и бытовых делах, в них искали предсказания погоды, урожая, исхода тех или иных событий, проводили гадания.
Праздники изменялись. Это происходило в связи с развитием общества, изменением землепользования, способа производства сельскохозяйственной продукции, в связи с непрекращающейся борьбой в них элементов язычества и христианства. Постепенно утрачивался первоначальный магический смысл многих языческих праздничных обрядов. Усилились местные особенности празднования. Таким образом, терялась, прежде всего, языческая сакральность, утрачиваясь в языческих сторонах праздников, не обреталась в полной мере и в христианских их сторонах. Церковных праздников было очень много, в празднованиях терялось много времени. Все более в праздниках отражались материальные возможности и социальное положение их участников. Традиции требовали встретить и проводить праздник «как надо», «как все». Поэтому праздники часто вели к значительным для многих их участников расходам на застолья, угощения, подарки, одежду, обрядовые предметы. В результате праздники становились выгодным коммерческим делом, на них неплохо наживались торговцы, кулаки, ростовщики. Выпивка, сопровождавшая праздники, придавала им все чаще разгульный характер: с пьяным куражом, пропоем последнего, ссорами, драками, увечьями, убийствами, семейным разладом для их участников.
Таким образом, для христианских праздников годового круга была характерна двойственность, связанная с включением языческих традиций в них, которые восходили к древнейшему календарно-земледельческому циклу. Многие праздники длились в течение нескольких дней, включая в себя предпраздничные и постпраздничные дни (например, Рождество, Пасха и Светлая седмица, Масленичная неделя). Была установлена иерархия праздников: наиболее важными считались Господнии и Богородичные. В целом, в праздниках доминировала христианская идеология, например, как в Рождестве, несмотря на языческих характер сопустствовавших ему святок. Другие праздники были по сути своей языческими, как например, Масленница. Зачастую праздники непосредственно ассоциировались с природным циклом, например, Вознесение, Троицына неделя. С течением времени праздники изменялись, для них была характерна десакрализация, утрата понимания традиций и обрядов, что было связано с социально-экономическим развитием общества, секуляризацией сознания населения. В результате, праздники сохранял только ритуальную часть, не ориентируясь на смысловое содержание.
Таким образом, христианские праздники занимали огромное место в жизни населения Российской империи. Годовой календарь русских праздников был основан на языческо-земледельческом календаре древних славян и христианском цикле богослужебного года. Христианские праздники впитали в себя множество языческих обычаев и традиций, глубоко укорененных в сознании населения, поэтому они органично воспринимались жителями. Наиболее крепкими они были в деревнях, сохраняя в первозданном виде многие языческие традиции. Однако они наполнялись христианским смысловым содержанием. Среди праздников наиболее почитались посвященные Господу и Богородице, а также те, которые приходились на важнейшие этапы цикла земледельческих работ.
Таким образом, изучая картину русских праздников в Российской империи, следует отметить что праздники были очень важной частью досуга русских людей, занимая собой очень большую часть в году. Праздники распределялись внутри годового христианского круга богослужения, который служил стержнем для всех мероприятий. Традиционные христианские праздники продолжали оставаться основными в жизни русских людей, они носили всеобщий характер, воскресенье продолжало оставаться выходным днем вплоть до революции 1917 года. Обычаи христианских праздников включали в себя множество языческих традиций, однако они давно утратили свое культовое значение.
Новшеством российского праздничного календаря в ΧVIII- начале XX вв. стало появление и официальное утверждение гражданских, в том числе государственных празднеств. Несмотря на свой светский характер, большое участие принимала в них церковь. Государственными праздниками считались значимые для самодержавия даты (вступление на престол императора, юбилеи дома Романовых и т.д.), а также даты, связанные с победами русского оружия. Официальные юбилеи и торжества призваны были показать величие империи и укрепить престиж династии. Гражданские празднества широкое распространение получили в городах в связи с секуляризацией сознания. Они сопровождались народными гуляниями и различными развлечениями. Помимо общераспространенных, развитие получили внутрикорпоративные празднества. Многие гражданские праздники постепенно стали приобретать политический окрас, как маевки и стали платформой для выражения политических идей.
Таким образом, индивидуальные праздники, как семейные, так и местные, сопровождались обязательным участием духовенства и церкви. Церковь играла огромную роль в индивидуальной жизни человека и отдельных общин. Семейные и личные празднества в наибольшей мере сохранили языческую обрядность, однако она утратила свой первоначальный смысл. Следует отметить, что язычество сохранялось в реликтовом виде, приобретя форму суеверия, и воспринималось вполне органично с христианскими представлениями. Следование всем обрядом постепенно стало просто данью традиции. В целом, отличительной особенностью всех русских праздников следует признать их коллективный характер и длительность.
Цель работы – формирование общей картины русских празднеств в конце XVIII – начале XX вв.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

десять − семь =