МВФ: история возникновения и принципы деятельности. Эффективность деятельности МВФ в странах Восточной Европы | Пример курсовой работы

МВФ: история возникновения и принципы деятельности. Эффективность деятельности МВФ в странах Восточной Европы

Цель работы – определить эффективность деятельности МВФ в странах Восточной Европы на примере Российской Федерации.

Финансовая помощь. Финансирование МВФ дает членам организации необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом: власти стран разрабатывают, в тесном сотрудничестве с МВФ, программы стабилизации, поддерживаемые финансированием МВФ, и продолжение финансовой̆ поддержки обусловлено эффективной̆ реализацией̆ этих программ. Отреагировав на мировой̆ экономический̆ кризис, МВФ укрепил свой кредитный̆ потенциал и в апреле 2009 года утвердил существенный̆ пересмотр своих механизмов оказания финансовой̆ помощи, а в 2010 и 2011 году принял дальнейшие реформы. Инструменты кредитования МВФ были усовершенствованы, с тем, чтобы обеспечить гибкие инструменты предотвращения кризисов для государств-членов с прочными основными экономическими показателями, обоснованной̆ экономической̆ политикой̆ и надежными институциональными основами такой политики. МВФ удвоил лимиты доступа к займам и увеличил кредитование беднейших стран мира, опираясь на непредвиденную прибыль от продажи золота; такие беспроцентные кредиты предоставляются до конца 2014 года.
Техническая помощь. МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администрирования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банковской и финансовой системой и ее регулирования, законодательных основ, а также статистики.
СДР. МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права заимствования (СДР), которые могут дополнять официальные резервы государств- членов. Совокупные распределения составляют примерно 204 млрд. СДР (примерно309 млрд долларов). Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.
Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств- членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике. В настоящее время совокупные ресурсы квот составляют приблизительно 238 млрд. СДР (примерно 362 млрд. долларов). Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов.
Новые соглашения о займах (НСЗ), которые были расширены в 2009 году и могут обеспечивать Фонду дополнительные ресурсы в размере до 370 млрд СДР (примерно 560 млрд. долларов), являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. В середине 2012 года страны-члены также приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ на 461 млрд. долларов при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях; в настоящее время задействовано примерно 420 млрд. долларов США (277 млрд. СДР) из общей суммы этих обязательств. После вступления в силу 14-го общего пересмотра квот и осуществления платежей по увеличению квот всеми государствами-членами, ресурсы МВФ по квотам удвоятся. Одновременно произойдет соответственное уменьшение ресурсов НСЗ в случае участников НСЗ.
Изучение опыта функционирования МВФ позволило выявить его основные недостатки, которые стали основой для систематизации направлений его реформы:
– хронический дефицит кредитных ресурсов;
– жесткие требования к государствам-заемщикам при предоставлении стабилизационных и структурных кредитов без учета специфики их экономики;
– недостаточное внимание к особенностям и потребностям наиболее бедных стран-членов.
Сложившаяся система управления Фондом направлена на защиту интересов государств с наибольшими квотами (взносами в капитал), особенно США и ЕС, что не соответствует тенденции модификации многополярности и повышения роли ведущих развивающихся стран в мировом развитии.
Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность надзорной и регулирующей функции МВФ по причине отсутствия реальной системы раннего предупреждения о кризисных потрясениях и уменьшения их последствий, а также отсутствие методов воздействия на функционирование мирового финансового рынка.
Изучение реформы кредитной политики МВФ с учетом решений «Группы 20» и уроков мирового финансово-экономического кризиса позволило выявить ее ориентацию на развитие системы раннего предупреждения кризисных потрясений в отдельных странах и мировой экономике. Об этом свидетельствует тенденция совершенствования форм кредитов без требования осуществления заемщиками предварительных мер экономических реформ (превентивные и экстренные кредиты). Новым явлением стало предоставление средств Фондом в условиях не только фактического, но и потенциального дефицита платежного баланса. В рамках традиционных видов кредитов («Договоренность о кредите стэнд-бай» и «Механизм расширенного кредитования») выявлена проблема ограниченного характера их модификации по линии уменьшения количества процедурных условий. Сохранились традиционные жесткие требования стабилизационных и структурных программ на основе стандартных монетаристских рекомендаций к государствам-заемщикам, в их числе: установление целевых параметров в отношении инфляции, госдолга, госрасходов, платежного баланса, а также либерализация экономики и внешнеэкономической деятельности. В этой связи в перспективе Фонду предстоит усовершенствовать условия стабилизационных кредитов с учетом возможности выполнения этих требований, исходя из реального состояния экономики государства-заемщика.
На основе ретроспективного анализа участия России в МВФ с 1992 г. обоснованы два вывода:
а) заимствования в Фонде оказались недостаточно эффективными, а жесткие стабилизационные требования не способствовали развитию национальной экономики в 1990-е гг.;
б) их сотрудничество приобрело новое качество с начала 2000-х гг., особенно после погашения всех полученных кредитов в 2005 г.
В итоге изучения участия России в реформе Фонда и мировой валютной системы в аспекте выполнения рекомендаций «Группы 20» выявлены и рассмотрены два основных направления: дополнительные взносы в его ресурсы и изменение позиций в управлении Фондом. Обоснован вывод, что после ратификации реформы 2010 г., несмотря на изменение квоты России с 5,95 млрд. СДР (около 8,9 млрд. долл.) до 12,9 млрд. СДР (около 19,35 млрд. долл.), ее доля в капитале Фонда существенно не изменится и составит 2,7% (против 2,3 % в 2008 г.) Кроме того, Россия участвовала в увеличении ресурсов МВФ путем покупки его облигаций на 10 млрд. долл., договоренность по которым была модифицирована в механизм новых соглашений о займах.
России, на наш взгляд, важно сохранить позиции и продолжать укреплять сотрудничество с МВФ – одним из ведущих мировых финансовых институтов – в условиях интеграции в мировую экономику. При этом важна ориентация на защиту национальных интересов страны и совместные инициативы со странами – приоритетными партнерами в мировой экономике по ускорению и повышению результативности реформирования МВФ. Поскольку участие России в мировой валютной системе ограничилось отдельными предложениями, по мнению соискателя целесообразно разработать научно обоснованную концепцию по этому вопросу.
Цель работы – определить эффективность деятельности МВФ в странах Восточной Европы на примере Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

одиннадцать + тринадцать =