Мусоргского с текстом на примере оперы «Женитьба»

Цели и задачи

Цель исследования – изучение принципов работы Мусоргского с текстом на примере оперы «Женитьба».

Введение и актуальность


Своего рода флагманом речитативного стиля в русской опере стал «Каменный гость» Даргомыжского. Оперу очень высоко ценили все кучкисты, и она почиталась как своего рода образец: Ц. Кюи называл «Каменного гостя» «кодексом, в котором русские вокальные композиторы будут наводить справки относительно верности декламации, верной передачи фраз текста». Также он писал: «О совершенстве декламации Даргомыжского в “Каменном госте” нечего много распространяться. У него не только повсюду верно соблюдено ударение, но оно всегда находится на том слове, которое в данной фразе имеет наибольшее значение, часто соблюдено повышение и понижение интонации голоса, верное и естественное».
Кроме того, «правда» выражалась не только в приближении вокальной интонации к речевой, но и приближение художественных образов к реальности, к «жизненной правде». В «Русалке» Даргомыжского, перечисляя ее достоинства, В.В. Стасов называл в том числе «возможность новой музыки, новой оперы, в таком роде, какого прежде нашего времени еще не было: музыки с направлением уже исто реальным, музыки, покончившей со всякой ложной идеализацией, условностью и желающей настолько же приблизиться к действительной правде жизни, на сколько приближается к ней современная литература».
Но эталонной оперой кучкисты считали «Каменного гостя». Даргомыжский использовал текст маленькой трагедии А.С. Пушкина, и композитор сам приспособил стихотворный текст к музыкальному воплощению. Таким образом, «Каменный гость» принадлежит к типу «литературных опер», в основе которых лежит практически неизмененный литературный первоисточник.
Опыт Даргомыжского очень вдохновил Мусоргского, и вслед за своим старшим коллегой он решил обратиться к литературному тексту, причем даже не стихотворному, а прозаическому – к комедии Гоголя «Женитьба». К счастью для нас, во время работы над оперой композитор писал письма к своим друзьям, где подробно излагал свои идеи и намерения, относящиеся к своей работе. Они достойны отдельного рассмотрения, чему будет посвящен следующий раздел.

Заключение и вывод

Подытоживая исследование, проведенное в данной работе, можно констатировать, что «Женитьба» - яркий образец режиссерского театра Мусоргского. Признаки именно режиссерского сценического, исполнительского мышления проявляются на всех уровнях художественного целого и присутствуют на всех стадиях творческого процесса. В самом начале работы над «Женитьбой», когда даже второй акт рисуется еще слишком смутно, чтобы начинать работу над ним, Мусоргский пишет в письме к Ц. Кюи, что нашел для Подколесина «темку», которую в полной мере собирается развить в сцене сватовства в третьем действии! Очевидно, что перед композитором высвечивается некая достаточно целостная картина, в которой он может вполне отчетливо представить некоторые детали.
Мусоргский, судя по всему, обладал не только необходимыми композитору знаниями по правильной просодии, не только хорошо представлял процесс вокального звукоизвлечения и особенности формирования звука на разных гласных, он имел настолько развитое чувство слова, что вполне мог бы быть профессиональным литератором. В «Женитьбе», внося мелкие и незаметные слушателю изменения в словесный текст, он добился более плотного «прилегания» текста и музыки, при этом характерность персонажей, их самобытность речи нисколько не пострадали, наоборот, - высветились новыми красками.
Нам неизвестны точно причины, по которым Мусоргский оставил работу над «Женитьбой». Но очевидно, что сделанные им открытия повлияли не только на последующие сценические произведения Мусоргского, но и музыкальный театр в целом, открыв возможности для открытий XX века.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ